Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психологическая реальность субъектного действия 1233

Жуланова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, irina.julanova2010@yandex.ru
Медведев А.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, al.medvedeff2009@yandex.ru

Аннотация

В статье действие рассматривается, с одной стороны, как единица психологического анализа, с другой как психологическая реальность, наблюдаемая в жизни человека и различно представленная на разных этапах онтогенеза. Исходным основанием для рассмотрения единицы психологического анализа стало известное положение Л. С. Выготского, сформулированное им в связи с проблемой взаимоотношения мышления и речи. В качестве единицы анализа рассматривается действие в понимании сначала А. Н. Леонтьева, а затем, и по преимуществу, Д. Б. Эльконина. Действие, следуя за Д. Б. Элькониным, представляется в отношении его сторон — смысловой и операциональной. Обсуждаются отношения этих сторон в различные периоды возрастного развития. Рассматриваются два типа действий: действияереживания и действия-распредмечивания, их содержание и опосредствование. В качестве условия, порождающего субъектность, полагается расхождение смысловой и операциональной сторон действия и возникающая при этом рефлексия. Предполагается, что рефлексия, опосредствующая субъектность действияереживания, порождает сознание, рефлексия, опосредствующая действие-распредмечивание, — содержательное мышление.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Как видим, освоение действия-переживания и действия-распредмечивания предполагает особую реальность, не ту, в которой реализуется действие-достижение. Это роль в сюжетно-ролевой игре, это учебный предмет в учебной деятельности. Эту особенность предмета осваиваемого действия Д. Б. Эльконин фиксирует, определяя предмет действия как «образец». Действия-переживания обращены к «образцам», в которых воплощен образ действия Другого. Действия-распредмечивания выполняются по отношению к «образцам», воплощающим обобщенные и анонимные культурные каноны. Вводя понятие «образец», Д. Б. Эльконин отмечал, что главное развивающее отношение — это отношение «ребенок— взрослый», предмет «между ними».

В действиях-переживаниях предметность «прозрачна» и пластична. В непосредственно эмоциональном общении младенца и родителей предметность «прозрачна» для эмпатии. В сюжетно-ролевой игре появляется предмет-трансформер (квазипредмет, по определению В. И. Слободчикова), поддерживающий хронотоп воображаемой ситуации. Его назначение — опосредствование игрового сюжета, а не воспроизведение свойств предмета-прототипа, наблюдается своего рода транзиторное опредмечивание-распредмечивание: обычная щепка становится то ложкой, то градусником, то шприцем, лишь бы не прекращалось само действование (в данном случае — игра в больницу). Транзиторность-трансформность игрового предмета в сюжетно-ролевой игре проявляется в том, что его применение не требует специальных усилий по освоению, усилия сосредоточиваются на другом полюсе — психологическом эффекте действия.

В подростковом возрасте действие также направлено в сторону психологических и социальных эффектов. Для обозначения ведущей деятельности этого периода О. В. Лишин использует введенное в работах В. В. Давыдова и работах Д. И. Фельдштейна понятие социально значимой деятельности. К. Н. Поливанова определяет ведущую деятельность современных подростков как проектную. Это очень разные деятельности: в исследовании К. Н. Поливановой [12] — это имитационно-изображающая активность, сосредоточенная на замысле, а в исследовании и педагогической практике О. В. Лишина [11] — это деятельность, претендующая на реальные социально, культурно и даже исторически значимые эффекты. Их можно объединить лишь по одному основанию — их акценту и смыслу в производимом психологическом и социальном эффекте.

В действиях-распредмечиваниях предметность «непрозрачна», она характеризуется определенной мерой «сопротивления материала». Предметно-манипулятивная деятельность в некоторой мере дистанцирует ребенка от взрослых, но предметное окружение, в котором действует ребенок, так или иначе организовано для него взрослыми. Если это окружение построено удачно, то в нем присутствуют те самые игровые предметы, которые, по выражению Д. Б. Эльконина, начинают «играть с играющим» в отсутствие реального взрослого.

В младшей школе, когда растущий человек включается в систематическое школьное обучение, ему приходится осваивать содержание учебных предметов, специально для него построенное взрослыми (дидактами, методистами, учителями). Здесь взрослые выступают как «родовые существа» («общественные взрослые») и в этой функции они «прозрачны» — не в том смысле, что они «не видимы» для школьника, а в том смысле, что «сквозь» их понимание и построенные ими алгоритмы и модели ему представлена проекция культурного содержания — учебный предмет. И хотя по определению В. В. Давыдова [6], учебная деятельность строится в форме квазиисследования, учебный предмет и распредмечиваемый учащимися обобщенный способ действия предстают во всей серьезности «сопротивления материала», что принципиально отличает орудийно-предметное оснащение учебной деятельности от орудийно-предметного оснащения сюжетно-ролевой игры. Сквозь конкретного взрослого видится культура — обобщенные способы культурного действия. Наконец, в ранней юности, согласно представлениям, сложившимся в отечественной психологии развития (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн), человек возвращается к воспроизводящим действиям, что оформляется в учебно-профессиональной деятельности.

Литература
  1. Басов М. Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1931.
  2. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  3. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности отношения детей к заданиям взрослого // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2005.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  7. Жуланова И. В., Медведев А. М. Прототипы субъектного действия // Культурно-историческая психология. 2010. № 1.
  8. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984.
  9. Кравцова Е. Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
  10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  11. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2006.
  12. Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  13. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  14. Слободчиков В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  15. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  16. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3.
  17. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  18. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2005.
  19. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика