Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Теория разума без самого понятия разума 986

Мещеряков Б.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, borlogic1@gmail.com
Дубовская И.С., магистр психологии, выпускница кафедры психологии университета «Дубна», Дубна, Россия, irus-ka_@mail.ru
Дубяга Е.В., магистр психологии, выпускница кафедры психологии университета «Дубна», Москва, Россия, evkur87@yandex.ru

Аннотация

Сообщаются результаты исследования дошкольников (N = 55) и взрослых (N = 19), которым предлагалась задача ранжирования 10 животных (от божьей коровки до обезьяны) по шкале «самый умный — самый глупый». Результаты дошкольников не согласуются с гипотезой антропоморфности, согласно которой оценки ума определяются степенью сходства животного с человеком. Дети отличаются от взрослых не только в отношении рангов, приписываемых разным животным, но и в содержании признаков, по которым оцениваются умственные способности животных. Показатель, оценивающий степень сходства детских ранжирований интеллекта животных с усредненным ранжированием взрослых, значимо не коррелирует с показателями решения дошкольниками задач на теорию разума.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Преждевременная постановка трудных отвлеченных или психологических вопросов вредна и толкает ребенка только на ошибки», — утверждал П. П. Блонский [1, с. 240]. Однако в исследованиях по так называемой теории разума (theory of mind) у детей этот запрет не соблюдается. Развитие психологического интеллекта (теории разума) и, в частности, развитие понимания детьми самих интеллектуальных способностей, рассматривается как один из аспектов общего интеллектуального и концептуального развития ребен­ка. По крайней мере, в одном пункте идеи П. П. Блонского пересекаются со взглядами современных исследователей концептуального развития детей: он не боялся применять термин «теория» в отношении фантастических и сумбурных представлений или житейских понятий детей. Хотя эти представления и не образуют хорошо отрефлексированной и строго упорядоченной системы, с точки зрения так называемой «теории теории» в них усматривают некоторую логику, когерентность (стройность) и абстрактность [8; 9], в связи с чем к ним применяют термины «наивная теория», «имплицитная теория», «допонятийная теория», «интуитивная теория» и т. п.

<...>

Литература
  1. Блонский П. П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды // Под ред. А. И. Лип­киной, Т. Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 2006.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования // Под ред. и со вступ. статьей В. Колбанов­ского. М.; Л., 1934.
  3. Дубяга Е., Мещеряков Б. Г. Имплицитная теория ра­зума: краткий обзор (статья) // Психологический журн. университета «Дубна». 2010. № 1 // www.psyanima.ru
  4. Мещеряков Б. Г. Психометрический подход к детско­му анимизму // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
  5. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Мо­дель психического в онтогенезе человека. М., 2009.
  6. Bempechat J., London P., Dweck C. S. Children's concep­tions of ability in major domains: An interview and experi­mental study // Child Study Journal. 1991. № 21 (1).
  7. Carey S. Conceptual change in childhood. Cambridge, MA: MIT Press, 1985.
  8. Gopnik A., Meltzoff A. N. Words, thoughts and theories. Cambridge, MA: MIT Press, 1997.
  9. Gopnik A., Wellman H. M. The theory theory // L. A. Hirschfeld & S. A. Gelman (Eds.) Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture. N. Y., 1994.
  10. Kinlaw C. R., Kurtz-Costes B. The development of chil­dren's beliefs about intelligence // Developmental Review. 2003. V. 23.
  11. Ruble D. N., Dweck C. S. Self-conceptions, person con­ceptions, and their development // N. Eisenberg (Ed.) Review of personality and social psychology: Vol. 15. Social Development. Thousand Oaks, CA: Sage, 1995.
  12. Wellman H. M. Understanding the psychological world: Developing a theory of mind // U. Goswami (Ed.) Handbook of childhood cognitive development. Oxford, England: Blackwell, 2002.
  13. Yuill N. Children's conceptions of personality traits. Human Development. 1992. V. 35.
  14. Yuill N. English children as personality theorists: Accounts of the modifiability, development, and origin of traits. Genetic, Social and General Psychology Monographs. 1997. V. 123.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика