Психологические журналы
Рекомендован УМО 050400 по психолого-педагогическому образованию
РУССКИЙENGLISH
Каталог изданий 64Рубрики 50Авторы 5515Открытые статьиПодписка ЧитателямАвторам
Loading

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Тип доступа: по подписке

Включен в:

  • PsycINFO
  • EBSCO
  • Ulrich's Web
  • Перечень ВАК
  • РИНЦ
  • Перечень ВИНИТИ

Аффилирован ISCAR

Английская версия

Статусы статьи
 
Статья в открытом доступе (HTML+PDF)
 
Статья без полного текста
 
Статья платная (используйте кнопку «Купить статью» или оформите подписку)
 

Влияние стиля родительского воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков

Чепракова Е.А., аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, cheprelena@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного проблеме подростковой агрессии, ее зависимости от характера детско-родительских отношений. В течение трех лет лонгитюдного исследования у подростков изучались проявления основных видов агрессии по методике А. Басса и А. Дарки (модификация Л. М. Семенюк) и стиля взаимодействия родителей и подростков по методике И. М. Марковской «Взаимодействие родитель—ребенок». Был проведен сравнительный анализ представлений о детско-родительских отношениях у подростков и их матерей. В исследовании были выявлены особенности воспитательной позиции матерей подростков с разным уровнем агрессивности, выделены основные факторы детско-родительского взаимодействия, влияющие на развитие агрессивного поведения у подростков: требовательность, строгость, контроль, низкая эмоциональная близость, отвержение, низкая степень тревоги за подростков, непоследовательность, конфронтация и неудовлетворенность взаимоотношениями с подростками.

Библиографическая ссылка на публикацию

Фрагмент статьи

Большинство отечественных и зарубежных психо­логов сходятся во мнении, что тремя основными источниками, из которых дети и подростки узнают о моделях агрессивного поведения, являются: семья, взаимодействие со сверстниками, СМИ [2; 3; 4; 7; 9; 10; 11; 16; 17; 23].

В исследованиях семьи была установлена непо­средственная связь развития агрессивного поведе­ния у детей и подростков с условиями семейного воспитания и взаимоотношениями между родите­лями [7; 14; 15; 16; 19]. В ряде исследований было показано, что агрессивные дети и подростки, как правило, вырастают в семьях, где дистанция меж­ду детьми и родителями огромна, где родители ма­ло интересуются развитием детей, где в качестве дисциплинарных воздействий предпочитают фи­зические наказания [1; 3; 5; 20; 22; 23]. Относи­тельно хорошо изучена связь между агрессивным поведением детей, подростков и такими фактора­ми семейной среды, как состав семьи, социальное положение и психологические особенности членов семьи [22; 23].

Однако дефицит систематических, в том числе лонгитюдных исследований влияния семейной сре­ды на развитие детской агрессивности в отечествен­ной психологии побудил нас предпринять специаль­ное исследование, целью которого было получить от­вет на вопрос: какие конкретно параметры родитель­ского воспитания оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие агрессивного поведения у детей и подростков?

С этой целью было проведено лонгитюдное ис­следование характера детско-родительского взаимо­действия с точки зрения подростков с разным уров­нем агрессивности и с точки зрения их матерей.

<...>

Литература
  1. Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. 2002. № 5.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
  3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия и кон­троль. М., 2007.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С.-Пб., 2000.
  5. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Роди­тели глазами подростка: психологическая диагностика в ме­дико-педагогической практике. Учебн. пособие. СПб., 2004.
  6. Заслуженюк В. С., Семиченко В. А. Родители и дети: Взаи­мопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.
  7. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и под­ростков. М., 1982.
  8. Зимелева З. А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей. Психологическая наука и образова­ние. 2001. № 4.
  9. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 2.
  10. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаи­мосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессив­ным формам поведения // Психологическая наука и обра­зование. 2008. № 1.
  11. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб.; М., 2005.
  12. Костицына Е. А. Влияние типов семейного воспита­ния на образ Я дошкольника и его отношение к родителям. Психологическая наука и образование. 2001. № 2.
  13. Матейчик З. Некоторые психологические пробле­мы воспитания детей в неполной семье // Воспитание де­тей в неполной семье / Пер. с чеш. Хваталовой Л. Н., общ. ред. и послесловие Н. М. Ершовой. М., 1980.
  14. Психический инфантилизм // Гарбузов В. И. Нерв­ные дети: Советы врача. Л., 1990.
  15. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.
  16. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. Вопро­сы психологии. 2000. № 3.
  17. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные де­ти. М., 2010.
  18. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрес-22. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Методы семейной сивного поведения детей. Ростов н/Д, 2004. диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
  19. Фомичева Л. Ф. Образ родителей и представлен-23. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Се­ность отношений с ними у подростков. Психологическая мейный диагноз и семейная психотерапия. Учебн. пособие наука и образование. 2007. № 2. для врачей и психологов / Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2006.
  20. Фурманов И. А. Агрессия и насилие. С.-Пб., 2007. 24. Kerstin Bender, Lothar Dunkel, Dr. Linde Eck, Barbara Hesper,
  21. Харинова И. В. Особенности отношений межлично-Marga Wieland. Das konzept «Magik circle». Munster, 2006. стной значимости подростка с его ближайшим окружени-25. Психологическая наука и образование. Электрон­ем. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 2006. ный журнал. 2011. № 2.

 
Служба поддержки
Email: support@psyjournals.ru
Skype: ryks.ts
Обратная связь
Читателям
●  Условия подписки
●  Помощь читателю
●  Отзывы
●  Акции и конкурсы
●  Каталог изданий МГППУ
Авторам
●  Требования к публикации
●  Персональная страница
●  ГОСТы NEW!
●  Анкета автора
Издателям
●  Партнеры PsyJournals.ru
●  Информационное спонсорство
●  Приглашаем издателей
●  Кодекс этики публикаций
PsyJournals.ru
●  О проекте
●  Карта портала
●  Медиакит
●  Ключевые слова
PsyJournals.ru - психологические журналыЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2014 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ГБОУ ВПО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Блог Psyjournals.ru Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Google+ PsyJournals на Youtube Яндекс цитирования Яндекс.Метрика