Культурно-историческая психология
2011. Том 7. № 2. С. 98–105
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста*
Аннотация
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00409а.
Ключевые слова: критическое самоотношение, гендерные особенности, детерминация
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Архиреева Т.В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 98–105.
Фрагмент статьи
Проблема «Я», самосознание личности и Я-концепция изучались и изучаются как зарубежными, так и отечественными психологами. Большой интерес к данной проблеме, скорее всего, обусловлен пониманием того, что эти структуры представляют собой ядерные основания личности, определяющие все стороны ее жизнедеятельности, являющиеся важнейшим фактором благополучия человека [2; 9; 10; 11; 14; 15; 16; 17; 20 и др.]. Именно поэтому важно понимать закономерности развития Я-концепции в онтогенезе, такое знание позволит определить пути профилактики нарушений личностного развития ребенка, а также разработать по отношению к ним оптимальные психокоррекционные подходы, соответствующие возрастным задачам развития.
В последние годы усилился интерес к исследованиям гендерных особенностей, в результате которых выявляются различия в интеллектуальных и личностных чертах мужчин и женщин, мальчиков и девочек. И. С. Клецина [6] утверждает существование асимметрии гендерной социализации в детском возрасте. Она говорит о том, что существуют гендерные стереотипы, которые оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Согласно И. С. Клециной, гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря институтам социализации, в качестве которых выступают: родители, сестры, братья, сверстники, школа, средства массовой информации. По-видимому, гендерные особенности социализации обязательно приведут к формированию различий Я-концепции мальчиков и девочек.
<...>
Литература
- Александровская Э. М. , Гильяшева И. Н. Верификация адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла (CPQ) // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978.
- Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003.
- Архиреева Т. В. Самосознание и Я-концепция ребенка. Великий Новгород, 2002.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2003.
- Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личностный аспект): Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995.
- Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
- Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Coopersmith S. The Antecedents of Self-Elsteem. San-Francisco, 1967.
- Donahue E. M., Robns R. W., Roberts B. W., & John O. P. The divided self: Concurrent and longitudinal effects of psychological adjustment and social roles on self-concept differentiation // Journal of Personality & Social Psychology. 1993. № 64.
- Gergen R. J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N. Y., 1991.
- Kernis M. H. Toward a conceptualization of optimal Self — Esteem // Psychological Inquiry. 2003. № 14.
- Linville P. W. Self-complexity and affective extremity // Social cognition. 1987. № 3.
- Lynch M., Cicchetti D. Patterns of relatedness in maltreated and non maltreated children: connections among multiple representational models// Development and Psychopathology. 1991. №3.
- Rosenberg M. Society and adolescent Self-Image. Princeton, New-Jersey. 1965.
- Sheldon K. M., Ryan R. M., Rawsthorne L. J. & Ilardy B. Trait self and true self // Journal of Personality & Social Psychology. 1997. № 73.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2816
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1595
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2