Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста*

1595

Аннотация

В анализируемом исследовании выявлялись гендерные особенности критического отношения к себе как основного новообразования в структуре Я-концепции детей младшего школьного возраста, а также специфика его детерминации у девочек и мальчиков. Выборка исследования включала 147 детей 9—10 лет, 73 мальчика и 74 девочки. В исследовании не обнаружено различий между мальчиками и девочками по уровню критического самоотношения, но установлены гендерные различия в отношении того, как критическое отношение к себе связано с особенностями личности мальчиков и девочек. Определение детерминации критического отношения основывалось на идеях системного подхода и культурно-исторической теории, утверждающих, что возрастные новообразования детерминируются целостной социальной ситуацией развития ребенка. Результаты позволяют говорить лишь о небольших гендерных различиях в детерминации критического самоотношения детей младшего школьного возраста.

Общая информация

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00409а.

Ключевые слова: критическое самоотношение, гендерные особенности, детерминация

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Архиреева Т.В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 2. С. 98–105.

Фрагмент статьи

Проблема «Я», самосознание личности и Я-кон­цепция изучались и изучаются как зарубежны­ми, так и отечественными психологами. Большой интерес к данной проблеме, скорее всего, обусловлен пониманием того, что эти структуры представляют собой ядерные основания личности, определяющие все стороны ее жизнедеятельности, являющиеся важнейшим фактором благополучия человека [2; 9; 10; 11; 14; 15; 16; 17; 20 и др.]. Именно поэтому важ­но понимать закономерности развития Я-концепции в онтогенезе, такое знание позволит определить пути профилактики нарушений личностного развития ре­бенка, а также разработать по отношению к ним оп­тимальные психокоррекционные подходы, соответ­ствующие возрастным задачам развития.

В последние годы усилился интерес к исследова­ниям гендерных особенностей, в результате кото­рых выявляются различия в интеллектуальных и личностных чертах мужчин и женщин, мальчиков и девочек. И. С. Клецина [6] утверждает существова­ние асимметрии гендерной социализации в детском возрасте. Она говорит о том, что существуют гендер­ные стереотипы, которые оказывают большое влия­ние на процесс социализации детей, во многом опре­деляя его направленность. Согласно И. С. Клециной, гендерные стереотипы усваиваются в детстве благо­даря институтам социализации, в качестве которых выступают: родители, сестры, братья, сверстники, школа, средства массовой информации. По-видимо­му, гендерные особенности социализации обязатель­но приведут к формированию различий Я-концеп­ции мальчиков и девочек.

<...>

Литература

  1. Александровская Э. М. , Гильяшева И. Н. Верифика­ция адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла (CPQ) // Психологические методы исследования личнос­ти в клинике. Л., 1978.
  2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: Авто­реф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003.
  3. Архиреева Т. В. Самосознание и Я-концепция ребен­ка. Великий Новгород, 2002.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ре­бенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2003.
  6. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. посо­бие. СПб., 1998.
  7. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  9. Прихожан А. М. Психологическая природа и возраст­ная динамика тревожности: (Личностный аспект): Авто­реф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995.
  10. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  11. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  13. Coopersmith S. The Antecedents of Self-Elsteem. San-Francisco, 1967.
  14. Donahue E. M., Robns R. W., Roberts B. W., & John O. P. The divided self: Concurrent and longitudinal effects of psy­chological adjustment and social roles on self-concept differ­entiation // Journal of Personality & Social Psychology. 1993. № 64.
  15. Gergen R. J. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. N. Y., 1991.
  16. Kernis M. H. Toward a conceptualization of optimal Self — Esteem // Psychological Inquiry. 2003. № 14.
  17. Linville P. W. Self-complexity and affective extremi­ty // Social cognition. 1987. № 3.
  18. Lynch M., Cicchetti D. Patterns of relatedness in mal­treated and non maltreated children: connections among mul­tiple representational models// Development and Psychopathology. 1991. №3.
  19. Rosenberg M. Society and adolescent Self-Image. Princeton, New-Jersey. 1965.
  20. Sheldon K. M., Ryan R. M., Rawsthorne L. J. & Ilardy B. Trait self and true self // Journal of Personality & Social Psychology. 1997. № 73.

Информация об авторах

Архиреева Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, e-mail: ArxireevaT@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2816
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1595
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2