Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л. С. Выготского и К. Роджерса 1162

Пахальян В.Э., кандидат психологических наук, профессор, научный редактор журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, vicp2007@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы профессионального образования в сфере «помогающих профессий» в контексте идей Л.С. Выготского и К. Роджерса. Обращается внимание на содержательную близость идей этих авторов в понимании некоторых существенных аспектов процесса развития личности, в присвоении опыта, роли и месте самосознания. Отмечается, что выделяемые параметры могут стать критериями работы по профориентации, профотбору и профподбору, при определении психологической готовности личности оказывать помощь людям, при дальнейшем сопровождении профессиональной карьеры такого специалиста, повышении его квалификации, а также при переподготовке в этой сфере. Именно они позволят построить образование в данной сфере как взаимоактивное и взаимонаправленное отношение субъектов образовательных сред (преподаватель-слушатель, студент) в направлении открытия созидательных возможностей обеих сторон. Обращается внимание, что принципы «экологичности» и «безопасности» являются неотъемлемой частью методологии и методики высшего профессионального образования в этой сфере. Отдельно выделяется вопрос о профессиональном сопровождении и поддержке, роли интеллектуальных систем (ИС), позволяющих имитировать деятельность профессионального наставника, супервизора и через всемирную сеть обеспечивать доступ любого специалиста в области помогающих профессий к имеющемуся интегрированному профессиональному опыту.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Попытки решения методологических и методиче­ских вопросов образования в области помогаю­щих профессий подтверждают связь между рядом положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского и концепцией К. Роджерса1. В част­ности, это связь между идеями о присвоении челове­ком опыта через процессы «интериоризации-эксте­риоризации», понятиями «зоны актуального разви­тия» и «зоны ближайшего развития», роли и месте самосознания в становлении личности, с одной сто­роны, и понятиями «открытость опыту», «самоакту­ализирующаяся тенденция», «конгруэнтность» — с другой. Обнаружение взаимопересечений и взаимо­дополнений этих взглядов на развитие личности позволяет по-иному увидеть проблемы организации работы и поиска ресурсов в подготовке, переподго­товке и повышении квалификации специалистов по­могающих профессий (педагогических работников системы образования, практических психологов, со­циальных педагогов и работников социальных служб и др.) в условиях современного отечественно­го профессионального образования.

Описывая сущность того, что он называл «пол­ным кругом культурно-исторического развития пси­хической функции в онтогенезе», Л. С. Выготский писал: «В поведении человека встречается... ряд искус­ственных приспособлений, направленных на овладе­ние собственными психическими процессами. Эти приспособления по аналогии с техникой могут быть... условно названы психологическими орудия­ми» [3, с. 103].

<...>

Литература
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дет­ском возрасте. М., 1968; СПб., 2008.
  2. Васина Е. Н. Отраженное «Я» и новый прием самосо­знания у детей // Журнал прикладной психологии. 2006. № 5.
  3. Выготский Л. С. Инструментальный метод в психо­логии. // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  4. Выготский Л. С. Педология подростка // Там же. Т. 4. М., 1984.
  5. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Там же. Т. 6. М., 1984.
  6. Дорфман Л. Я. Дивергенция и конструкт Я // Лич­ность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Пет­ров, К. Мартиндейл. Пермь, 2002.
  7. Дорфман Л. Я., Рябикова М. В., Щебетенко С. А. и др. Особенности Я студенток провинциальных вузов (на ма­териалах Перми, Ижевска, Кирова) // Провинция: про­цесс международной интеграции в XXI веке / Отв. ред. В. С. Сизов. Киров, 2001.
  8. Железнякова О. М. Взаимодействие базового и до­полнительного образования как условие полноты и цело­стности образовательной траектории // Дополнительное профессиональное образование. 2006. № 12.
  9. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 1. № 2.
  10. Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций. СПб., 2010.
  11. Иванников В. А. Проблемы подготовки психоло­гов // Вопросы психологии. 2006. № 1.
  12. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2009.
  13. Осипов Г. С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее. Электронная версия: http://www.robo-psychologist.ru/node/23
  14. Пахальян В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в условиях современного об­разования? // Вопросы психологии. 2002. № 6.
  15. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. СПб., 2006.
  16. Проект ФГОС ВПО по направлению «Психолого­педагогическое образование» // Школьный психолог. 2009. № 1.
  17. Смит Н. Современные системы психологии. СПб.; М., 2003.
  18. Роджерс К. Становление человека. М., 1994.
  19. Роджерс К. Клиентцентрированный / Человеко­центрированный подход в психотерапии // Вопросы пси­хологии. 2001. № 2.
  20. Слободчиков В. И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии? // Развитие и образование осо­бенных детей: проблемы, поиски. М., 1999.
  21. Усова О., Дорфман Л. Эффекты полимодального Я на двигательную память у дошкольников // Личность, креативность, искусство. Пермь, 2002.
  22. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме

Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А.

Психологический профиль террориста

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика