Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Подходы к выделению структуры психологического возраста и их объяснительно-описательный потенциал по отношению к старости 1326

Белорусец А.С., эксперт, отдел исследований и разработок, Лаборатория "Гуманитарные Технологии", Москва, Россия, arsenny@mail.ru
Фролов Ю.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, frolov.ui@gmail.com

Аннотация

В статье анализируются отечественные схемы описания структуры психологического возраста (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина), зарубежная схема, основанная на введенном Р. Хевигхерстом концепте «задачи развития», рассматриваются сильные и слабые места этих схем. Формулируются критерии, которым должна соответствовать универсальная всевозрастная схема (полнота, непротиворечивость, методологическая новизна). Авторы констатируют, что на сегодняшний день подобной схемы не создано. Предлагается авторская схема структуры возраста, построенная в соответствии со сформулированными принципами. В нее входят такие компоненты, как «Ситуация развития» (подробно рассматриваются причины отказа от эпитета «социальная»), «Задачи развития» (выдвигается идея построения их иерархии), «Ведущая деятельность», «Новообразования возраста». Отдельно рассматривается место субъекта развития в этой схеме. Данная схема наполняется содержанием, связанным со старостью как психологическим возрастом. Анализируются три траектории жизненного пути в старости (инволюция, адаптация и развитие), в основе различения которых лежит отношение субъекта и элементов структуры его психологического возраста. На примере этих трех траекторий рассматривается динамика психологического возраста.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдиенко Г. Ю. Понятие образовательной среды как фактора, определяющего психическое развитие обучаемо­го // Современные проблемы психологии развития и обра­зования человека. СПб., 2010.
  2. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Особенности само­оценки в позднем возрасте // Лидерс А. Г., Краснова О. В. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003.
  3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001.
  4. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собрание сочи­нений: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  5. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических ра­ботах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Во­просы психологии. 1998. № 1.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  7. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребен­ка // Проблемы развития психики. М., 1959.
  8. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2.
  9. Подольский А. И. Интериоризация как средство опе­рационализации понятия «задача развития» // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
  10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная пе­риодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  12. Фролов Ю. И., Тищенко Э. Н. Решение конкретных проблем с помощью «социального протезирования» // Лидерс А. Г., Краснова О. В. Психология старости и старе­ния: Хрестоматия. М., 2003.
  13. Хейманс П. Г. Концептуализация и операционализа­ция задач развития // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. тер Лаака, П. Хейманса. М., 1994.
  14. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб., 2005.
  15. Эльконин Д. Б. К вопросу о периодизации развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.
  16. Goleman D. Erikson, in his own old age, expands his view of life. The New York Times. 1988. June 14.
  17. Havigherst R. J. Developmental Tasks and Education, 3rd ed. N. Y., 1972.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика