Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 1. С. 51–58
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Выготский и психология развития в его и наши дни
Аннотация
В статье представлено содержание лекции, прочитанной для магистров, аспирантов и молодых ученых, принимавших участие в научном семинаре молодежной секции ISCAR (МГППУ, Паведники, 2011). Показано различие классической и неклассической парадигмы в исследовании психического развития ребенка. Проведен сравнительный анализ ответов на ключевые вопросы детской психологии о пути, условиях, источнике, форме, причинах развития в культурно-исторической теории и теориях крупных западных психологических школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм). Перечислены актуальные проблемы психологии развития, разработка которых осуществлялась учениками и последователями Л. С. Выготского в московской школе культурноисторической психологии во второй половине ХХ века. Показано, что разработка культурноисторической теории осуществлялась в тесной связи с решением практических задач обучения и развития детей на разных этапах онтогенеза.
Общая информация
Ключевые слова: классическая психология, неклассическая психология, естественнонаучная парадигма, деятельность и действие, культурно-историческая психология, обучение и развитие
Рубрика издания: Выготсковедение
Тип материала: доклад
Для цитаты: Обухова Л.Ф. Выготский и психология развития в его и наши дни // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 51–58.
Литература
Bozovich L. I. (1968) Personality and its formation in childhood. Moscow.
Davydov V. V. (1986) Problems of developmental education. Moscow.
- Elconin D. B. (1989) Selected psychological-works. Moscow.
- Galperin P. Ya. (1966) The method of "slices" and the step-by-step mental action formation in studies of children's thinking. Voprosy Psikhologii, 4.
- Galperin P. Ya. (1985) Methods of instruction and the cognitive development of a child. Moscow.
- Kuhn T. S. (1970) The structure of scientific revolutions. Chicago.
- Leontiev A. N. (1959) Problems of the development of the psyche. Moscow.
- Lisina M. I. (1986) Problems of the ontogenesis of communication. Moscow.
- Obukhova L. F., Churbanova S. M. (1992) Psychological conditions for productivity in schoolchildren's divergent problem-solving. Journal of Russian and East Europen Psychology. 1992. Vol. 30, № 1.
- Venger L. A. (Ed.) (1986) Development of cognition ability in preschool education. Moscow.
- Vygotsky L. S. (1934) Foundations of pedology. Lectures, 2 MGMI.
- Vygotsky L. S. (1982) Collected Works. Vol. 1.
- Vygotsky L. S. (1983) Collected Works. Vol. 3.
- Vygotsky L. S. (1984) Collected Works. Vol. 4.
- Zaporozhez A.V. (1986) Selected psychological works. Moscow.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4306
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 2377
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7