Выготский и психология развития в его и наши дни

2377

Аннотация

В статье представлено содержание лекции, прочитанной для магистров, аспирантов и молодых ученых, принимавших участие в научном семинаре молодежной секции ISCAR (МГППУ, Паведники, 2011). Показано различие классической и неклассической парадигмы в исследовании психического развития ребенка. Проведен сравнительный анализ ответов на ключевые вопросы детской психологии о пути, условиях, источнике, форме, причинах развития в культурно-исторической теории и теориях крупных западных психологических школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм). Перечислены актуальные проблемы психологии развития, разработка которых осуществлялась учениками и последователями Л. С. Выготского в московской школе культурноисторической психологии во второй половине ХХ века. Показано, что разработка культурноисторической теории осуществлялась в тесной связи с решением практических задач обучения и развития детей на разных этапах онтогенеза.

Общая информация

Ключевые слова: классическая психология, неклассическая психология, естественнонаучная парадигма, деятельность и действие, культурно-историческая психология, обучение и развитие

Рубрика издания: Выготсковедение

Тип материала: доклад

Для цитаты: Обухова Л.Ф. Выготский и психология развития в его и наши дни // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 51–58.

Литература

Bozovich L. I. (1968) Personality and its formation in childhood. Moscow.

Davydov V. V. (1986) Problems of developmental education. Moscow.

  1. Elconin D. B. (1989) Selected psychological-works. Moscow.
  2. Galperin P. Ya. (1966) The method of "slices" and the step-by-step mental action formation in studies of children's thinking. Voprosy Psikhologii, 4.
  3. Galperin P. Ya. (1985) Methods of instruction and the cognitive development of a child. Moscow.
  4. Kuhn T. S. (1970) The structure of scientific revolutions. Chicago.
  5. Leontiev A. N. (1959) Problems of the development of the psyche. Moscow.
  6. Lisina M. I. (1986) Problems of the ontogenesis of communication. Moscow.
  7. Obukhova L. F., Churbanova S. M. (1992) Psychological conditions for productivity in schoolchildren's divergent problem-solving. Journal of Russian and East Europen Psychology. 1992. Vol. 30, № 1.
  8. Venger L. A. (Ed.) (1986) Development of cognition ability in preschool education. Moscow.
  9. Vygotsky L. S. (1934) Foundations of pedology. Lectures, 2 MGMI.
  10. Vygotsky L. S. (1982) Collected Works. Vol. 1.
  11. Vygotsky L. S. (1983) Collected Works. Vol. 3.
  12. Vygotsky L. S. (1984) Collected Works. Vol. 4.
  13. Zaporozhez A.V. (1986) Selected psychological works. Moscow.

Информация об авторах

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4306
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 2377
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7