Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения * 1196

Агрис А.Р., аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник лаборатории исследования трудностей обучения Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, педагог-психолог (нейропсихолог) Государственного бюджетного образовательного учреждения Центра психолого-медико-социального сопровождения«Зеленая ветка», Москва, Россия, agris.anastasia@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме дефицита активационных (нейродинамических) компонентов деятельности у детей с трудностями обучения. На материале литературных данных и клинических наблюдений обсуждаются основные категории детей с нарушениями развития, для которых характерна симптоматика активационного дефицита. С опорой на культурно-исторический подход в нейропсихологии Л.С. Выготского—А.Р. Лурии производится описание основных симптомов дефицита активационных компонентов деятельности в детском возрасте, обсуждается вопрос о возможной структуре дефекта при активационном дефиците, выделяются вторичные и третичные следствия дефицита процессов активации. Для демонстрации возможной структуры нарушений при активационном дефиците в статье проводится нейропсихологический синдромный анализ клинического случая девочки 6 лет 5 мес. с выраженным дефицитом активационных компонентов деятельности и сопутствующими проблемами в развитии холистической (целостной) стратегии переработки информации. На материале клинического случая обсуждается вопрос о возможном месте дефицита процессов активации в структуре нейропсихологического синдрома у детей со специфическими трудностями овладения школьными навыками, предлагаются возможные практические приемы и направления коррекционно-развивающей работы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ахутина Т.В. Роль правого полушария в построении текста // Психолингвистика в ХХI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2009.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  3. Бернштейн Н.А. О построении движений / Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  5. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2001.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2006.
  9. Пылаева Н.М. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно[1]развивающего обучения / I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998.
  10. Романова А.А., Засыпкина К.В., Ахутина Т.В. Как дети 5—7 лет передают смысл картинок? // Аутизм и нарушения развития. 2009. № 3.
  11. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М., 2011.
  12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.
  13. Соленова (Агрис) А.Р. Учет дефицитов активационных компонентов деятельности у детей с нарушениями развития в практике инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва). М., 2011.
  14. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.
  15. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб., 2007.
  16. Boucher J., Warrington E.K. Memory deficits in early infantile autism: Some similarities to the amnesic syndrome // British Journal of Psychology. 1976. № 67.
  17. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit/hyperactivity disorder without hyperactivity): A neurobiologically and behaviorally distinct disorder from attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development and Psychopathology. 2005. Vol. 17.
  18. Hale J.B., Fiorello C.A. School Neuropsychology: A Practicioner's Handbook. N. Y., 2004.
  19. Handbook of School Neuropsychology / Ed. By R.C. D'Amato, E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. N. Y., 2005.
  20. Humphries T., Cardy O.J., Worling D.E., Peets K. Narrative Comprehension and Retelling Abilities with Nonverbal Learning Disabilities // Brain and Cognition. 2004. Vol. 56.
  21. McBurnett K., Pfiffner L.J., Frick P.J. Symptom properties as a function of ADHD type: an argument for continued study of sluggish cognitive tempo // Journ. of Abnormal Child Psychology. 2001. Vol. 29. Issue 3.
  22. McDonald S. Exploring the Cognitive Basis of Right-Hemisphere Pragmatic Language Disorders // Brain and Language. 2000. Vol. 75.
  23. Pennington B.F., Ozonoff S. Executive functions and developmental psychopathology // Journ. of Child Psychology and Psychiatry. 1996. № 37.
  24. Sikstrom S., Soderlund G. Stimulus-dependent dopamine release in attention-deficit/hyperactivity disorder // Psychological Review. 2007. Vol. 114. Issue 4.
  25. Waber D. Rethinking Learning Disabilities: Understanding Children Who Struggle in School. N. Y., 2010.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика