Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Восприятие художественного текста пожилыми людьми и дошкольниками: согласование смыслов 1063

Белостоцкая Д.И., аспирант факультета психологии Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru

Аннотация

В работе представлена попытка установить сходства и различия восприятия художественного текста у пожилых людей и дошкольников. Испытуемыми были как благополучные лица пожилого возраста и дошкольники, так и дети и пожилые люди, проживающие в приютах. В качестве контрольной выступила группа молодых людей. Всего приняли участие 60 человек, по 20 в каждой возрастной категории. Испытуемому зачитывался рассказ К. Паустовского «Старый повар», фабула которого построена на описании «мертвой жизни» и «живой смерти». После этого проводилось полуструктурированное интервью. Результаты исследования показывали высокое сходство понимания, эмоциональных реакций и общность извлекаемых экзистенциальных смыслов дошкольниками и пожилыми людьми. Дети выделяют и порождают смыслы на основе непосредственного живого восприятия и переживания. Пожилых людей характеризует постопосредованная непосредственность. У контрольной группы доминирует опосредованное восприятие, даже отчужденное от смысла произведения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Жизнь есть требование от бытия смысла и красоты — таково лучшее гуманитарное определение жизни, данное физиологом А.А. Ухтомским. Смысл, конечно же, укоренен в бытии, но его нужно суметь извлечь, реализовать, выразить, построить свой и придать его бытию. Художники вольно или невольно, каждый посвоему, в меру сил и таланта создают свои миры красоты и смысла. Их произведения становятся важнейшим источником (кладезем) смыслов и носителями прекрасного.
Литература
  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М., 1996—2003.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М., 1967.
  3. Гершензон М.О. Ключ веры. Гольфстрем. Мудрость Пушкина. М., 2001.
  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  5. Зинченко В.П. Сознание как творческий акт. М., 2010.
  6. Зинченко В.П. Как слово становится Домом бытия // Человек. 2012. № 5.
  7. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992.
  8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. T. 1. М., 1983.
  9. Паустовский К.К. Старый повар. М., 2000. Электронная версия: http://smartfiction.ru/prose/old_chef/
  10. Рабинович В.Л. Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию. М., 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика