Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников

868

Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования развития представлений младших школьников (N = 14) о явлениях болезни и здоровья. Изменения представлений детей о здоровье и болезни оказались структурно и содержательно различными для понятий «болезнь» и «здоровье». Мышление детей о явлениях болезни в первом классе находится на более высоком уровне, чем о здоровье, а в третьем классе эти различия снижаются. Результаты обсуждаются в контексте прошлых и современных зарубежных исследований концептуального развития.

Общая информация

Ключевые слова: детские представления, болезнь , здоровье, младшие школьники, концептуальное развитие, лонгитюд

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казанская К.О., Мещеряков Б.Г. Концептуальные изменения в представлениях о здоровье и болезни у младших школьников // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 3. С. 19–29.

Фрагмент статьи

Среди различных линий психического развития детей сравнительно мало изучалась линия развития, которая еще не имеет устойчивого и общепринятого названия и которая как отдельная область исследований стала формироваться лишь в последнее время. В российской психологии для этой области чаще всего используется термин «телесность», или «психосоматическое развитие» и делаются попытки использовать в ней теоретический арсенал культурно-исторической психологии. В рамках этого подхода формирование «культурного тела» рассматривается как «процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов» [1, с. 225]. «Телесные», или «психосоматические» феномены характеризуются как «производные от психологических новообразований», «включающие в себя телесные действия, смысловые и когнитивные регуляторы», и рассматриваются по аналогии с высшими психическими функциями (ВПФ), социально и культурно детерминированными и включенными в общую структуру психического [8].

Литература

  1. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности: между душой и телом. М., 2007.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. М.; Л., 1934.
  3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в младшем школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  4. Казанская К.О. Лонгитюдное исследование представлений младших школьников об органах тела // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2011. № 2. http://www.psyanima.ru/journal/2011/2/2011n2a4/2011n2a4.pdf
  5. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2.
  6. Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности // I Международная конференция памяти А.Р. Лурии. М., 1998.
  7. Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  8. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004.
  10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
  11. Фуко М. История сексуальностиIII: Забота о себе. Киев; М., 1998.
  12. Чебаков Ю.В. Психологические факторы регуляции телесных феноменов у больных сахарным диабетом типа 1 // Вестн. Моск. ун[1]та. Сер. 14. Психология. 2006. № 1.
  13. Bartoszeck A.B., Machado D.Z., Amann Gainotti M. Graphic representation of organs and organ systems: psychological view and developmental patterns // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. 2011. Vol. 7 (1).
  14. Bibace R., Walsh M.E. Development of children's concepts of illness // Pediatrics. 1980. Vol. 66.
  15. Boruchovitch E., Mednick B.R. Cross-cultural differences in children's concepts of health and illness // Rev. Sau de Publica. Vol. 31. № 5. 1997. https://doi.org/10.1590/S0034[1]89101997000600002.
  16. Carey S. Conceptual Change in Childhood. Cambridge, 1985.
  17. Carey S. Conceptual Differences Between Children and Adults // Mind & Language, 1988.
  18. Crider C. Children's conceptions of the body interior // R. Bibace and M. Walsh (eds.). Children's Conceptions of Health, Illness and Bodily Functions. San Francisco, 1983.
  19. Daigle K., Hebert E., Humphries Ch. Children's understanding of health and health[1]related behavior: the influence of age and information source // Education. 2007. Vol. 128. №2.
  20. Inagaki K., Hatano G. Young Children's Naive Thinking About the Biological World. N. Y., 2002.
  21. Inagaki K., Hatano G. Young Children's Conception of the Biological World // Current Directions in Psychological Science. 2006.
  22. Inagaki K., Hatano G. Conceptual Change in Naive Biology // International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. by Stella Vosniadou. N. Y., 2008.
  23. International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. by S. Vosniadou. N. Y., 2008.
  24. Kalnins I., Love R. Children's concepts of health and illness — and implications for health education : an overview // Health Educ. Q. 1982. Vol. 9. № 2—3.
  25. Keil F.C. Concepts, Kinds and Cognitive Development. Cambridge, MA, 1989.
  26. Meadows S. The child as thinker. L.; N. Y., 2006.
  27. Mobley C.E. Assessment of health knowledge in preschoolers // Children's health care. 1996. Vol. 25. № 1.
  28. Natapoff J.N. Children's views of health: a developemntal study // Am. J. Public Health. 1978. Vol. 68.
  29. Natapoff J.N. A developmental analysis of children's ideas of health // Health Educ. Q. 1982. Vol. 9. № 2—3.
  30. Olvera Ezzell N. et al. The development of health knowledge in low[1]income Mexican—American children // Child. development. 1994. Vol. 65.
  31. Paterson J., Moss Morris M., Butler S. The effect of illness experience and demographic factors on children's illness representations // Psychology of health. 1999. Vol. 14.
  32. Perrin E.C., Gerrity P.S. There's a demon in your belly: Children's understanding of illness // Pediatrics. 1981. Vol. 67.

Информация об авторах

Казанская К.О., старший преподаватель кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна»

Мещеряков Борис Гурьевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФСГН, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Университет “Дубна”»), Заместитель главного редактора международного научного журнала «Культурно-историческая психология», Дубна, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6252-2822, e-mail: borlogic1@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2600
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 868
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2