Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Томаселло, Витгенштейн, Выготский: проблема интерпсихического * 2172

Кричевец А.Н., доктор философских наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ankrich@mail.ru

Аннотация

Тема статьи — раннее психическое развитие ребенка в свете исследований двух классиков прошлого века и некоторых наших современников. Л.С. Выготский утверждал, что высшие психические функции, прежде чем усваиваются ребенком, пребывают в распределенном между ребенком и взрослым состоянии «как категория интерпсихическая». Однако эта продуктивная мысль была им развита в дальнейшем в очень узком смысле, и интерпсихическое было конкретизировано как выраженное в языке. Л. Витгенштейн убедительно показал, что овладение языком невозможно вне практического «показа» значений слов в рамках «языковых игр» — структур практической деятельности. Вместе с тем он утверждал, что теории этого процесса быть не может. М. Томаселло в работах уже нынешнего века показывает, что «языковые игры» осваиваются ребенком задолго до овладения звучащим языком, базируясь на жестах, которые, в свою очередь, опираются на совместные интенции и совместное внимание — т. е. на интерпсихическое в том смысле, в котором можно понимать высказывания Выготского. В статье разъясняется основная трудность разработки темы интерпсихического в психологической науке. Распределенная между взрослым и ребенком функция не может быть объективирована (именно попытка объективации и привела к сужению темы у Выготского). Более того, осмысление межсубъектного статуса каких-то форм психического наталкивает на мысль, что всякая психическая функция остается интерпсихической на всем протяжении своей жизни. На взгляд автора статьи, такое осмысление необходимо, но требует серьезных сдвигов в философско-методологическом освоении предмета изучения.

Ключевые слова: интериоризация, интерпсихическое , ранний онтогенез

Рубрика: Дискуссии и дискурсы

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 10-03-00619а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Появление русского перевода книги Майкла Томаселло «Истоки человеческого общения» [21] представляется мне значительным событием для отечественной культурно-исторической психологии. В книге дан анализ и обобщение результатов большого массива эмпирических исследований, объединенных ясной постановкой проблем: Как возможна человеческая коммуникация? Как развивающийся ребенок овладевает языком? Что определяет возможность овладения языком для ребенка, в отличие от приматов? Я предполагаю рассматривать этот анализ в контексте работ авторов, которых Томаселло считает предшественниками, — Выготского и Витгенштейна.

Литература
  1. Апель К.О. Трансформация философии. М., 2001.
  2. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 3.
  3. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.
  4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  5. Витгенштейн Л. Философские исследования. М., 2010.
  6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  7. Выготский Л.С. О психологических системах // Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.
  9. Дунайкин М.Л. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2002.
  10. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. № 1.
  11. Кричевец А.Н. Априори, способность суждения и эстетика // Вестн. Моск. ун[1]та. Сер. 7. Философия. 1996. № 3.
  12. Кричевец А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции // Вопросы философии. 1997. № 6.
  13. Кричевец А.Н. Cogito, Другой и представления о психическом // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru.
  14. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996.
  15. Матюшкин А.М. Послесловие // Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  16. Мещеряков Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты: реконструкция имплицитной концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. № 3.
  17. Петровский В.А. Мыслю? — да! Но существую ли? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3.
  18. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М., 2005.
  19. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.
  20. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М., 2006.
  21. Томаселло М. Истоки человеческого общения. М., 2011.
  22. Moll H., Tomasello M. Cooperation and human cognition: the Vygotskian intelligence hypothesis // Phil. Trans. R. Soc. B. 2007. № 362.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика