Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе 1320

Бурменская Г.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, burmenska@list.ru

Аннотация

Введение П.Я. Гальпериным понятия ориентировочной деятельности привело к радикальному про движению отечественной психологии в целом ряде значимых проблем: проблемы соотношения обучения и развития, понимания содержания и механизмов «зоны ближайшего развития», интерпретации «феноменов Пиаже» и др. В статье показана роль ориентировочной деятельности в процедуре «когнитивного научения», разработанного в рамках Женевской психологической школы и воспроизводящего, по мысли авторов, «автономный процесс конструкции новых операциональных структур». Ключевая роль понятия «ориентировочная деятельность» как средства анализа психического развития иллюстрируется на примере изучения становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков в ходе обучающего эксперимента, построенного на основе метода поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследования П.Я. Гальперина позволили по-новому подойти ко многим классическим проблемам и в ином, часто неожиданном свете увидеть известные ранее феномены. Показательно, что если в период своего появления многие идеи П.Я. Гальперина воспринимались как чуть ли не революционные и практически всегда вызывали острейшие дискуссии, то для сегодняшнего поколения отечественных психологов они звучат вполне привычно (совсем другое дело — мера и глубина их освоения). Попробуем далее показать, как теория и метод П.Я. Гальперина — и прежде всего введенное им понятие об ориентировочной деятельности субъекта, — по сути, преобразовали представления ученых по целому ряду значимых проблем психологии развития.

Литература
  1. Бурменская Г.В., Курбатова М.Б. Экспериментально-психологический анализ «когнитивного обучения» Ж. Пиаже // Вопросы психологии. 1983. № 2.
  2. Бурменская Г.В., Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 2.
  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966.
  6. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте / П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука. М.; Воронеж. 1998.
  7. Инельдер Б. Развитие представлений о случайности и вероятности в детском возрасте // Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии. М., 2001.
  8. Обухова Л.Ф. Этапы развития мышления в детском возрасте. М., 1972.
  9. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  10. Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Learning and the development of cognition. Cambridge, 1974.
  11. Piaget J. Introduction // Inhelder B., Sinclair H., Bovet M. Learning and the development of cognition. Cambridge, 1974.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика