Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П.Я. Гальперина * 2038

Лидерс А.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, a-lider@mail.ru
Фролов Ю.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, frolov.ui@gmail.com

Аннотация

В статье проводится исторический анализ развертывания внутри концепции планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности. Акцент сделан на предыстории этих представлений и на современных взглядах учеников Гальперина на строение ориентировки. Выделяются этапы развертывания представлений об ориентировке.

Ключевые слова: П.Я. Гальперин, ориентировка, ориентировочная деятельность, ориентировочный рефлекс, ориентировочно-исследовательская деятельность, уровни ориентировки, виды ориентировки, ориентировочная деятельности как предмет психологии

Рубрика: Памятные даты

Тип: научная статья

* Настоящая статья является исправленным, обновленным и значительно расширенным вариантом нашего текста 1996 г. [30, глава 1].

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Теория (концепция) планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий, разработанная П.Я. Гальпериным и его учениками в 50-е—80-е гг. прошлого столетия, является одной из общепризнанных общепсихологических теорий, заявляющих свои оригинальные представления как о предмете психологии как науки, так и о методе исследования в научной психологии. Правда, свое наиболее полное применение эта концепция нашла как раз не в общей, а в генетической, детской и педагогической областях психологии.

Литература
  1. Гальперин П.Я. Доклады на совещании по психологии, 1952 г. // Известия АПН РСФСР. 1953. Т. 45.
  2. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957. № 6.
  3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3.
  4. Гальперин П.Я. Основные типы учения // Тезисы докладов на 1-ом съезде Общества психологов. Т. 1. М., 1959.
  5. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.
  6. Гальперин П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 4. М., 1965.
  7. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1965.
  8. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.
  9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  10. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  11. Гальперин П.Я. Метод, факты и теории о психологии формирования умственных действий и понятий // Проблемы психического развития и социальной психологии: Тезисы сообщений 18-го Международного психологического конгресса. М., 1966.
  12. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектульного развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. №1.
  13. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Возрастная и педагогическая психология. Пермь, 1974.
  14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  15. Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977.
  16. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  17. Гальперин П.Я. Идеи Л.С.Выготского и задачи психологии сегодня // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. М., 1981.
  18. Гальперин П.Я. Развитие учения о планомерно-поэтапном формировании психической деятельности (схематический очерк) // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.
  19. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  20. Гальперин П.Я. Письмо А.Н. Леонтьеву // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 3.
  21. Гальперин П.Я., Пантина Н.С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 2.
  22. Голу П. Проблема внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1965.
  23. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  24. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В. 2 т. М., 1986.
  26. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  27. Зинченко В.П. К вопросу о формировании ориентирующего образа // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958.
  28. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика. 1964. № 10.
  29. Лидерс А.Г. Категория «искусственное-естественное» и проблема обучения и развития // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  30. Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. М., 1996.
  31. Лидерс А.Г. Чей текст конспектирует и комментирует А.Н.Леонтьев (важный кусочек из философских тетрадей Леонтьева) // Журнал практического психолога. 2012. Специальный выпуск к 110-летию со дня рождения П.Я. Гальперина.
  32. Нечаев Н.Н. О механизме управления поэтапным формированием // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью. М., 1975.
  33. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  34. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность // Ред. Л.Г. Воронин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Е.Н. Соколов, О.С. Виноградова. М., 1958.
  35. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950.
  36. Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  37. Подольский А.И. Интеллект в системе интеллектуальной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979.
  38. Подольский А.И. Уровни ориентировки и формирование интеллектуальной деятельности у старших дошкольников // Формирование школьной зрелости ребенка: Тезисы республиканской научной конференции. Таллин, 1982.
  39. Протопопов В.П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте. Киев, 1950.
  40. Рехтман И.В. Психологические условия формирования ориентировочной основы действий. Дисс. ... канд. псих. наук. М., 2000.
  41. Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии. 1956. № 1.
  42. Сиднева А.Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогической науке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 1.
  43. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  44. Фролов Ю.И. Ориентировка в условиях выбора действия у старших дошкольников: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1988.
  45. Фролов Ю.И., Лидерс А.Г. Метод планомерного формирования в истории отечественной психологии // Культурно-историческая психология. 2006. № 2.
  46. Щедровицкий Г.П. О некоторых моментах в развитии понятий // Вопросы философии. 1958. № 1.
  47. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к проблеме происхождения языка // Филологические науки. 1963. № 2.
  48. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системных исследований. М., 1964.
  49. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. М., 1966.
  50. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. «Искусственное» и «естественное» в семиотических системах // Семиотика и восточные языки. М., 1967.
  51. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М., 1975.
  52. Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии. М., 1977.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика