Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения и развития Ю. Энгестрёма 1840

Ветошкина Л.П., докторант Центра изучения деятельности, развития и обучения Института бихевиоральных наук Хельсинкского университета
Горюнова Л.Н., старший преподаватель факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье представлены основные идеи деятельностной концепции экспансивного обучения, развиваемой Ю. Энгестрёмом. Цель данного обзора — описать концептуальные перспективы прикладных психологических исследований в различных сферах профессиональной деятельности человека. В статье изложены предпосылки и этапы развития концепции экспансивного обучения, методологические принципы концепции, включающие основное положение, рассматривающее интервенцию или вмешательство в структуру деятельности как главный способ ее изучения, дано описание ключевых методов, развиваемых в ее рамках. Описываются характеристики нового, исторически сложившегося типа обучения — экспансивного обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Несмотря на повсеместное цитирование в англоязычной литературе и признание научного авторитета концепции Энгестрёма на Западе, в России можно найти не более нескольких статей в научных журналах на русском языке, содержащих описание ее основных идей. В одном из последних выступлений В.В. Давыдов сказал: «На мой взгляд, интересную трактовку деятельности (не отрицая Рубинштейна и Леонтьева, а ассимилируя многие их идеи) дал финский психолог Ю. Энгестрём в своей замечательной книге, вышедшей в 80-х годах» [7]. В 2006 году в журнале «Культурно-историческая психология» вышли статьи И.А. Корепановой и Е.М. Виноградовой «Концепция И. Энгестрёма — вариант прочтения теории деятельности А.Н. Леонтьева» [10] и Д. Бэкхёрста «К вопросу об эволюции теории деятельности» [3]. В этом же журнале в 2007 г. опубликована статья Дэниелс Г., Соарес А., Лидбеттер Д., Мак Нэб Н. «Содействие продвижению
творчества в школах: возможности применения теории деятельности» [9], в которой коротко дано общее описание концепции, методов и проиллюстрировано применение метода, имеющего название Лаборатория изменений. Как пишет Д. Бэкхёрст, «работы И. Энгестрёма оказались чрезвычайно влиятельными, в особенности хорошо известные треугольники, используемые им для создания наглядной модели деятельности и «систем деятельности. … Своей жизнеспособностью современная теория деятельности во многом обязана именно ему» [3, с. 79].

Литература
  1. Бейтсон Г. Логические категории обучения и комму- никации. М., 2002.
  2. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума / Пер. Д.Я. Федотова. М., 2005.
  3. Бэкхёрст Д. К вопросу об эволюции теории деятель- ности // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
  5. Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского: трудная работа понимания (заметки читателя) // Новое обозрение. 2007. № 85.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  7. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. № 2.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.
  9. Дэниелс Г., Соарес А., Лидбеттер Д., МакНэб Н. Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
  10. Корепанова И.А., Виноградова Е.М. Концепция И. Энгестрёма — вариант прочтения теории деятельности А.Н. Ле- онтьева // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  11. Корнилова Т.В. Идея саморегуляции в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского // Психология человека в современном мире: 120 лет со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Т. 2. Ч. 1. М., 2009.
  12. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Те- ория и методы: Учебник для вузов. М., 2002.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  14. Максимов Н.В. Информационная среда науки и об- разования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. 2009. № 6.
  15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология // Вопро- сы психологии. 2000. № 2.
  16. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. М., 2008.
  17. Engestrom Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki, 1987.
  18. Engestrom Y. Development as breaking away and opening up: A challenge to Vygotsky and Piaget // Swiss Journal of Psychology. 1996. № 55.
  19. Engestrom Y. Putting Vygotsky to work: The Change Laboratory as an application of double stimulation // H. Daniels, M. Cole & J.V. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky. Cambridge, 2007.
  20. Engestrom Y. The activity system // Электрон. ре- сурс: http://www.helsinki.fi/cradle/activitysystem.htm (01.09.2012).
  21. Engestrom Y. From design experiments to formative interventions. Theory & Psychology. 2011. № 21 (5).
  22. EngestromY., Kaatrakoski H., Kaiponen P. et al. Knotworking in Academic Libraries: Two Case Studies from the University of Helsinki // Liber quarterly. 2012. № 21, (3/4). ..
  23. Engestrom Y., Sannino A. Whatever happened to process theories of learning? // Learning, Culture and Social Interaction. 2012. № 1.
  24. Engestrom Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. 2010. № 5.
  25. Learning and expanding with activity theory / Ed. by Annalisa Sannino, Harry Daniels, Kris D. Gutierrez. Cambridge, 2009.
  26. Sannino A. Activity theory as an activist and interventionist theory // Theory and psychology. 2011. № 21.
  27. Sannino A. Experiencing conversations: Bridging the gap between discourse and activity // Journal for the Theory of Social Behavior. 2008. № 38 (3).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика