Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблема развития в культурно- исторической психологии: от деятельности к сознанию 904

Кубарев В.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, факультета гуманитарного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Омский государственный технический университет (ФГБОУ ВО ОмГТУ), Омск, Россия, kubiks@rambler.ru

Аннотация

В статье сопоставляются два взгляда на развитие высших психических функций в отечественной психологии. Один из них ставит в центр теоретической картины деятельность, а второй — сознание. Оба варианта можно обнаружить в работах Л.С. Выготского, но в отечественной психологии наиболее разработанной оказалась деятельностная трактовка развития. В свою очередь, сознание оказалось в тени деятельности и было лишено самостоятельного онтологического статуса. В нашей статье мы попытались восстановить этот статус, сделав фигурой теоретической картины развития опыт сознания, а фоном — опыт деятельности. Это позволяет не только исследовать механизмы развития ребенка в процессе присвоения им культуры, но и подойти к пониманию механизмов саморазвития взрослого. В этом контексте мы можем найти много общего между, казалось бы, совершенно различными концепциями Л.С. Выготского и К.Г. Юнга. В этом же русле, по нашему мнению, развивается и современная психология личности. В статье мы приходим к выводу, что концепция Л.С. Выготского сохраняет свой научный потенциал, продолжая задавать зону ближайшего развития для современной психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии событийность отношений человека и мира глубоко осмыслил в контексте работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Б.Д. Эльконин, рассматривая продуктивное действие как единицу развития жизненного мира или как единицу анализа субъектности человека. Для нас важно обратиться к теории Б.Д. Эльконина, так как она, с одной стороны, содержит очень важные обобщения, помогающие осмыслить механизмы развития человека, и действительно выступает примером его неклассического осмысления, а с другой — имеет определенные проблемные места, разбирая которые, мы обозначим нашу позицию.

Литература
  1. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. 2010. № 6.
  2. Бондаренко И.А. Жизнь сознания: Конституирование новой онтологии сознания в культуре ХХ века. Омск, 2002.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Психология. М., 2000.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М., 2006.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Психология. М., 2000.
  6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. М., 1991.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.
  8. Леонтьев А.Н. Развитие памяти: экспериментальное исследование развития высших психологических функций // А.Н. Леонтьев. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М., 2003.
  9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. [Электронная версия] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_04.php (дата обращения: 27.03.2013).
  10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. [Электронная версия] http://www.mamardashvili.ru  (дата обращения: 27.03.2013).
  11. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М., 2005.
  12. Россохин А.В. Рефлексия и диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М., 2010.
  13. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М., 2000.
  14. Франк С.Л. Душа человека. [Электронная версия] http://www.koob.ru/frank_semyon/  (дата обращения: 27.03.2013).
  15. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981—1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб., 2007.
  16. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2001.
  17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1997.
  18. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. В. Бакусева, А. Кричевского, Т. Ребеко. М., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика