Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Совместно конструируемый нарратив как языковой артефакт и культурное орудие обучения и смыслопорождения 929

Одегор Э.Э., доктор философских наук, профессор Бергенского университетского колледжа и университета Тромсё, eeo@hib.no
Прамлинг Н., доктор философских наук, профессор факультета образования Гётеборгского университета, niklas.pramling@ped.gu.se

Аннотация

В данном исследовании мы предлагаем социокультурную концепцию нарратива как культурного орудия или языкового артефакта. Из всего объема эмпирических данных, полученных нами в условиях дошкольного учреждения на выборке детей в возрасте от 1 до 5 лет, мы отобрали два примера для более детального исследования того, как это орудие вводится в использование и обсуждается детьми и их учителем. Совместное конструирование нарратива — мощный культурный артефакт, поскольку подобная практика позволяет привлечь детей к детальному обсуждению разных вопросов и тем, поддерживая их таким образом в использовании языка в определенных речевых жанрах. Кроме того, утверждается, что исследование нарратива как коллективного конструирования культурного артефакта и его последующего использования позволяет по-новому взглянуть на то, как ситуации воспринимаются детьми и учителями и насколько их восприятия согласуются и согласуются ли вообще. О чем стоит говорить с точки зрения учителей и с точки зрения детей, как договариваться о смыслах и каким образом артефакт привносит определенные способы говорения — всё это интертекстуально связано с языковыми ресурсами, доступными в культуре участников обсуждения и распространяющимися посредством диалога. В статье также обсуждаются некоторые следствия данной теоретической концепции, касающиеся дошкольного образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

When children participate in narrative talk in an institutional setting, they engage in an important cultural mould for experiencing and learning, through which they make sense of the world around them. Such a participatory engagement will shape their learning of language, ways of talking and their appropriation of narrative as a speech genre. In children's familiarisation of this linguistic artefact, they also learn what kinds of topics have high respectively low value in their cultural communities. Narrative has been of interest to a variety of studies within different kinds of research traditions on children and discourse, such as studies of didactics and children's narrative learning and studies of a child perspective in ethnographic designs (Pramling & Odegaard, 2011).

Литература
  1. Aukrust V.G. (2006). Tidlig sprakstimulering og livslang lхring: en kunnskapsoversikt. Oslo: Departementet.
  2. Bakhtin M. M. (1986). The Problem of Speech Genres (V.W. McGee, Trans.). In C.H. Emerson, Michael (Ed.), Speech Genres and Other late Essays (2002 ed.). Austin: University of Texas Press.
  3. Bruner J.S. (1986). Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  4. Bruner J.S. (1990). Acts of Meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  5. Bruner J. (1983). Child's talk : learning to use language. Oxford: Oxford University Press.
  6. Daniels H. (2005). Vygotsky and educational psychology: Some preliminary remarks. Educational & Child Psychology, 22(1), 6—17.
  7. Daniels H., Cole M., & Wertsch J.V. (Eds.). (2007). The Cambridge companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press.
  8. Dore J. (1989). Monologue as Reenvoicement of Dialogue. In K. Nelson (Ed.), Narratives from the Crib (1. ed. ed.). Cambridge Massachusetts, London: Harvard University Press.
  9. Hedegaard M. (2012). Motives in Children's Development: Cultural-Historical Approaches. New York: Cambridge University Press.
  10. Linell P. (2009). With respect to Bakhtin: Some trends in contemporary dialogical theories. Paper presented at the Second International Interdisciplinary Conference on Perspectives and Limits of Dialogism in Mikhail Bakhtin, Stockholm, Sweden.
  11. Luria A.R. (1976). Cognitive development: Its cultural and social foundations (M. Lopez[1]Morillas & L. Solotaroff, Trans.). Cambridge, MA: Harvard University Press.
  12. McCabe A. &Peterson C. (1991). Getting the story: A longitudinell study of parental styles in elicitating narratives and developing narrative skill. In A. McCabe & C. Peterson (Eds.) Developing Narrative Structure (pp. 217— 253). Hillsdale, Nj:Erlbaum.
  13. Nelson K. (1996). Language in cognitive development: The emergence of the mediated mind. New York: Cambridge University Press.
  14. Ochs E., & Capps L. (2001). Living narrative: Creating lives in everyday storytelling. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  15. Pramling N. & Odegaard Elin Eriksen (2011). Learning to narrate: Appropriating a cultural mould for sense-making and communication, In: N. Pramling & I. Pramling Samuelsson (Eds.): Educational Encounters: Nordic studies in Early Childhood Didactics. Series: International Perspectives on Early Childhood Education and Development (pp. 15— 37). Dordrecht, the Netherlands: Springer.
  16. Rogoff B. (1995). Observing sociocultural activity on three planes: Participatory appropriation, guided participation, and apprenticeship. In J.V. Wertsch, P. del Rio, & A. Alvarez (Eds.), Sociocultural studies of mind (pp. 139—164). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Reprinted (2008) in K. Hall & P. Murphy (Eds.), Pedagogy and practice: Culture and identities. London: Sage.
  17. Vygotsky L.S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes (M. Cole, V. JohnSteiner, S. Scribner & E. Souberman, Eds.). Cambridge, MA: Harvard University Press.
  18. Vygotsky L.S. (1987). The collected works of L.S. Vygotsky, Volume 1: Problems of general psychology, including the volume Thinking and Speech (R.W. Rieber & A.S. Carton, Eds., N. Minick, Trans.). New York: Plenum.
  19. Wertsch J.V. (2000). Narratives as cultural tools in sociocultural analysis: Offician history in Soviet and PostSoviet Russia. Ethos: History and Subjectivity, 28 (4), 511—533.
  20. Odegaard E.E. (2007). Meningsskaping i barnehagen : innhold og bruk av barns og voksnes samtalefortellinger [Narrative meaning-making in preschool]. Goteborg: Goteborgs universitet.
  21. Odegaard Elin Eriksen (2012). Piracy in Policy: Children influencing early childhood curriculum in Norway. In: Theodora Papatheodorou (ed). Debates on Early Childhood Policies and Practices — Global snapshots of pedagogical thinking and encounters. London: Routledge. ISBN9780415691017. Chapter 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика