Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

О значении искусства в контексте развития взрослого человека 1019

Ермолаева М.В., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mar-erm@mail.ru
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

Актуальнейшей для человека является потребность в осознании и переживании способности влиять на ход собственной жизни. В статье рассматривается роль восприятия произведений искусства в жизни личности как деятельности, которая способствует созданию человеком среды саморазвития через насыщение актуальности смыслом и потенцирование времени. Вслед за многими исследователями, потреб- ность в создании своего мира, в котором человек ощущает себя творцом, рассматривается как одна из базовых на протяжении жизни. По мнению авторов, восприятие художественного произведения позволяет удовлетворить эту потребность. Как один из основных механизмов воздействия художественного произведения на человека авторы называют создание его автором атмосферы недосказанности и тайны. При восприятии художественных произведений человек вовлекается в создание своего мира как средства саморазвития, что позволяет ему насыщать жизнь экзистенциальным смыслом, создавать свое жизненное пространство и возможности для самоосуществления.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Среди важнейших потребностей и жизненных не- обходимостей взрослого человека значительную роль играет потребность в осознании и переживании своей способности влиять на ход собственной жизни. Это влияние обеспечивается не столько предсказуемостью хода своей жизни и способностью управ- лять ею, сколько эмоциональным переживанием включенности в жизнь и ее осмысленности. Чувство включенности и осмысленности позволяет переживать жизнь как подлинно свою, вписывает смысл жизни в контекст временной перспективы, создает возможность строить свое будущее, конструировать и сравнивать разные варианты поведения, искать экзистенциальный смысл своей жизни [13]. По нашему мнению, немаловажную роль в формировании открытого смыслового горизонта взрослого человека играет искусство.

Литература
  1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы ге- ронтопсихологии. М., 2006.
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви- тии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Выгот- ский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1968.
  5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Матери- алы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. Самара, 1998.
  6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М., 1997.
  7. Зинченко В.П. Психология доверия. Изд. 2-е, испр. и доп. Самара, 2001.
  8. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гума- нитарный контекст. М., 2010.
  9. Кемпинский А. Меланхолия / Пер. с польского. СПб., 2002.
  10. Леонтьев А.Н. К вопросу об эмоциональных эле- ментах детской игры // А.Н. Леонтьев. Психологические основы развития ребенка и обучения. М., 2009.
  11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошколь- ной игры / А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I. М., 1983.
  12. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства: Учеб. пособие. М., 1998.
  13. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международ- ной конференции (Москва, 19—21 мая 2005 г.). М., 2005.
  14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строе- ние и динамика смысловой реальности. 2-е изд., исправл. М., 2003.
  15. Лотман Ю.М. О природе искусства // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
  16. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии твор- чества. М., 2001.
  17. Прокофьев В.Н. Подвиг великого упрямца // Пер- рюшо А. Сезанн. Серия «ЖЗЛ». Вып. 20 (432). М., 1966.
  18. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Смо- ленск; М., 2010.
  19. Успенский П.Д. Искусство и любовь // Русский Эрос, или философия любви в России / Сост. В.П. Шеста- ков. М., 1991.
  20. Флоренский П.А. Анализ пространственности и вре- мени в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.
  21. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М., 1997.
  22. Экзистенциальная психология // А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. М., 2005.
  23. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М.: Симпозиум, 2002.
  24. De Bilde J., Vansteenkiste M., Lens W. Understanding the association between future time perspective and self-regu- lated learning through the lens of self-determination theory // Learning and Instruction, 2011, № 21, p. 332—344.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика