Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д.Б. Эльконина 2905

Божович Е.Д., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия, elenabozhovich@inbox.ru

Аннотация

В статье рассматриваются идеи Д.Б. Эльконина о процессах, условиях и факторах развития речи детей. Даниил Борисович был широко эрудирован в области исследований языка и речи в психологии, педагогике, лингвистике. Его аналитические обзоры трудов по проблемам онтогенеза речи интересны, глубоки и до сих пор актуальны. Изучение этих проблем с течением времени продолжалось очень интенсивно, но Д.Б. Эльконину удавалось выделить в трудах современных ему ученых и их предшественников фундаментальные факты, которые не устаревают. Многие из этих фактов получили в его работах новую интерпретацию, которая заостряла дискуссионность проблем, при изучении которых они были получены. Кстати, он вступал в страстную полемику с многими коллегами, среди которых были и его близкие друзья. Увлечение проблематикой развития речи закономерно привело его к работе над практическим вопросом: как научить ребенка читать? С трудностью решения этого вопроса он столкнулся на собственном опыте, когда ему пришлось учительствовать в начальной школе. Перед ним встала новая задача — разобраться в механизмах овладения чтением. Исследуя эти механизмы, он построил собственную систему формирования действий, необходимых для первоначального обучения чтению.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 1958 году вышла книга Д.Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте» [26]. Она небольшая по объёму, но автору удалось в сжатой форме дать в ней содержательный обзор исследований, выполненных в отечественной и зарубежной психологии,  а  также  сформулировать  ряд собственных идей в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Позднее текст этой книги был перенесен в монографию «Детская психология» [29], в которой этапы развития речи описывались в главах, освещающих каждый возрастной период. Таким образом, процессы онтогенеза речи были «вписаны» в общую логику психического развития, как её видел Даниил Борисович. Наконец, отдельные фрагменты книги вошли в посмертное издание его «Избранных психологических  трудов»  [40].  В  1998  году  была опубликована рукопись раннего периода его научного творчества «Развитие устной и письменной речи учащихся» [41].

Литература
  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. 288 с.
  2. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. — М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2008 а. 256 с.
  3. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобще- ний в обучении правописанию // Известия АПН РСФСР. 1946. — Вып. 3. С. 27—60.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие школьники / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  5. Вопросы психологии учебной деятельности млад- ших школьников / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдо- ва. М.: АПН РСФСР, 1962. 286 с.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) пси- хологии // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Пе- дагогика, 1984. С. 243—385.
  7. Гохлернер М.М., Ейгер Г.В. Психологический меха- низм чувства языка // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 137—142.
  8. Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. 1959. № 2. С. 157—168.
  9. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1979. 184 с.
  10. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.
  11. Имедадзе Н.В. Бессознательные стратегии овладе- ния языком // Бессознательное: Природа, функции и ме- тоды исследования: В 3 т. / под общ. ред. А.С. Прангишви- ли, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т. 3. С. 220—228.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. 159 с.
  13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
  14. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М.: МПСИ, 1996. 184 с.
  15. Орлова А.М. К вопросу об объективной обусловлен- ности так называемого «чутья языка» // Вопросы психо- логии. 1955. № 5. С. 71—83
  16. Реформатский А.А. Дихотомическая классифика- ция дифференциальных признаков и фонологическая мо- дель языка // Вопросы теории и истории языка в зарубеж- ной лингвистике. М.: Наука, 1961. С. 108—122.
  17. Слобин Д. Психолингвистика // Д. Слобин Дж. Грин. Психолингвистика. Перев. Е.И. Негневицкой / под общ. ред. А.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. С. 17— 215.
  18. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности: Анализ раннего речевого развития // Языко- вое сознание: формирование и функционирование / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Изд-во ин-та языкознания, 1998. С. 22.
  19. Ушакова Т.Н. Детская речь: ее истоки и первые ша- ги в развитии // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 59—69; T. 4. № 6. С. 30—38.
  20. Ушакова Т.Н. Семантика ранних голосовых экспрес- сий младенца // Детская речь: психолингвистические ис- следования / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. М.: ПЕР СЭ, 2001. С. 22—37.
  21. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 239 с.
  22. Эльконин Д.Б. Первая книга по русскому языку для народов Крайнего Севера. Л., 1946.
  23. Эльконин Д.Б. Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Се- вера. Л., 1946.
  24. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвое- ния грамоты // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 38—53.
  25. Эльконин Д.Б. Формирование умственного дейст- вия звукового анализа слов у детей дошкольного возрас- та // Доклады АПН РСФСР, 1957. № 1. С. 107—110.
  26. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрас- те: Краткий очерк. М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.
  27. Эльконин Д.Б. Формирование умственного дейст- вия словоизменения и его значение для обучения грамо- те // Доклады АПН РСФСР, 1959. № 3. С. 39—43.
  28. Эльконин Д.Б. Формирование действия слогового чтения // Доклады АПН РСФСР, 1959. № 4. С. 31—36.
  29. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребен- ка от рождения до семи лет. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
  30. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги изучения психичес- кого развития детей дошкольного возраста // Психологи- ческая наука  в СССР. Т. 2. М.: АПН  РСФСР, 1960. С. 228—285.
  31. Эльконин Д.Б. Букварь (экспериментальный). М.: АПН РСФСР, 1961. 55 с.
  32. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ началь- ного обучения чтению // Вопросы психологии учебной де- ятельности младших школьников / под ред. Д.Б. Элькони- на и В.В. Давыдова. М., 1962. С. 7—49.
  33. Эльконин  Д.Б.  Букварь   (экспериментальный). Ч. I. — М., 1969.
  34. Эльконин Д.Б. Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
  35. Эльконин Д.Б. Еще о психологических основах пер- воначального обучения чтению // Советская педагогика. 1973. № 1. С. 14—23.
  36. Эльконин Д.Б. Об экспериментальном букваре // Начальная школа. 1973. № 4.
  37. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 63 с.
  38. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.
  39. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 363—404.
  41. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся М.: Интор, 1998.
  42. Kainz F. Psychologies der Sprache. 4. Bd.: Spezielle Sprach-psychologie. Stuttgart, 1967. P. 297—344.
  43. Piaget J. Comments on Vygotsky's critical remarks concerning // «The Language and Thought of the Child» and «Judgment and Reasoning of the Child». Cambridge, 1962. P. 14.
  44. Rheingold H.L., Lewitz G.L., Ross H.W. Local condition- ing of vocalization in the infant // G. Comp. Psychol. Physiol. 1959. V. 52. P. 68—73.
  45. White B.L. The first three years of life. N.Y., 1975. 285 р.


Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика