Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 15 место — направление «Психология» 1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,854 — двухлетний импакт-фактор Культурно-историческая психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1816-5435 ISSN (online): 2224-8935 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2005 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый Аффилирован ISCAR EN In English |
Культурно-историческая психология Проблематика развития речи ребенка и обучения чтению в трудах Д.Б. Эльконина 2905
Божович Е.Д., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия, elenabozhovich@inbox.ru
АннотацияВ статье рассматриваются идеи Д.Б. Эльконина о процессах, условиях и факторах развития речи детей. Даниил Борисович был широко эрудирован в области исследований языка и речи в психологии, педагогике, лингвистике. Его аналитические обзоры трудов по проблемам онтогенеза речи интересны, глубоки и до сих пор актуальны. Изучение этих проблем с течением времени продолжалось очень интенсивно, но Д.Б. Эльконину удавалось выделить в трудах современных ему ученых и их предшественников фундаментальные факты, которые не устаревают. Многие из этих фактов получили в его работах новую интерпретацию, которая заостряла дискуссионность проблем, при изучении которых они были получены. Кстати, он вступал в страстную полемику с многими коллегами, среди которых были и его близкие друзья. Увлечение проблематикой развития речи закономерно привело его к работе над практическим вопросом: как научить ребенка читать? С трудностью решения этого вопроса он столкнулся на собственном опыте, когда ему пришлось учительствовать в начальной школе. Перед ним встала новая задача — разобраться в механизмах овладения чтением. Исследуя эти механизмы, он построил собственную систему формирования действий, необходимых для первоначального обучения чтению. Ключевые слова: Д.Б. Эльконин, психическое развитие, возраст, действие, язык, речь, чтение, слово, фраза, фонема, рефлексия ребенка на факты языка Рубрика: Памятные даты Тип: научная статья Фрагмент статьи В 1958 году вышла книга Д.Б. Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте» [26]. Она небольшая по объёму, но автору удалось в сжатой форме дать в ней содержательный обзор исследований, выполненных в отечественной и зарубежной психологии, а также сформулировать ряд собственных идей в контексте культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Позднее текст этой книги был перенесен в монографию «Детская психология» [29], в которой этапы развития речи описывались в главах, освещающих каждый возрастной период. Таким образом, процессы онтогенеза речи были «вписаны» в общую логику психического развития, как её видел Даниил Борисович. Наконец, отдельные фрагменты книги вошли в посмертное издание его «Избранных психологических трудов» [40]. В 1998 году была опубликована рукопись раннего периода его научного творчества «Развитие устной и письменной речи учащихся» [41]. Литература
Статьи по теме
Экспериментальная психология | Разумникова О.М. Литература, Психологическая диагностика | Скуратова К.А., Штарева А.С. Педагогическое образование, Психологическая диагностика | Собольникова Е.В., Синебрюхова В.Л. Показатели сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста Инклюзивное образование, Психология здоровья | Станевский А.Г., Храпылина Л.П., Винокуров А.С. Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха Инклюзивное образование, Психология здоровья | Одинцова М.А., Александрова Л.А., Кузьмина Е.И., Лазарева В.М. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |