Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Как дети усваивают значение слова, которое недоступно их прямому восприятию: гипотеза о взаимодействии социального, языкового и понятийного опыта 1290

Котов А.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, al.kotov@gmail.com
Власова Е.Ф., Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л. С. Выготского, eliza.vlasova@yandex.ru
Котова Т.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Центр когнитивных исследований, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы, Москва, Россия, tkotova@gmail.com

Аннотация

В исследовании дети трех и четырех лет получали задание на установление связи с новым объектом его имени наряду с информацией о его внешнем цвете, которая была доступна их прямому восприятию, и информацией о его внутреннем цвете, которая не была доступна. Вопреки гипотезе о социальной детерминации слова (Bloom, 2000), состоящей в том, что дети предпочитают связывать с новым словом информацию, не доступную их прямому восприятию — передаваемую взрослым, мы обнаружили, что дети четырех лет запоминали как имя объекта, так и оба вида информации. Дети же трех лет хорошо запоминали только имя объекта и информацию, доступную прямому восприятию. На запоминание информации о внутреннем цвете влияло знание детьми названий цветов — дети, плохо знавшие названия цветов, не могли запомнить внутренний цвет объекта. В дополнительном исследовании мы показали, что языковой опыт не является достаточным для запоминания информации, не доступной для прямого восприятия, и требует соотношения с релевантным понятийным знанием. В конце статьи мы предлагаем уточнить гипотезу о социальной детерминации слова ограничениями относительно взаимодействия социального, языкового и понятийного опыта при освоении значений новых слов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Развитие речи в раннем возрасте имеет существенное значение для изменения функционирования базовых психических функций и их организации [1]. Наиболее заметным проявлением качественных изменений в речевом развитии является так называемый феномен «речевого взрыва» — резкое увеличение словарного запаса в возрасте от 2.5 до 3 лет. Несмотря на разные попытки объяснения этого феномена вплоть до его отрицания [2], подавляющее большинство психологов согласны, что дети второго и третьего года жизни опираются на другие механизмы понимания значения новых слов, чем дети до двух лет, у которых словарный запас нарастает медленно и достигает в среднем двухсот слов к 23 мес [4].

Литература
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 c.
  2. Bloom P. How children learn the meanings of words. Cambridge, MA, 2000. 300 p.
  3. Carey S., Bartlett E. Acquiring a single new word. Proceedings of the Stanford Child Language Conference. 1978. Vol. 15. P. 17—29.
  4. Fenson L., Dale P.A., Reznick J.S., Bates E., Thal D., Pethick S.J. Variability in early communicative development. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1994. Vol. 59. № 5. P. 174—185.
  5. Heibeck T.H., Markman E.M. Word Learning in Children: An Examination of Fast Mapping. Child Develop- ment. 1987. Vol. 58. P. 1021—1034.
  6. Landau B., Smith L.B., Jones S.S. The importance of shape in early lexical learning. Cognitive Development. 1988. Vol. 3. № 3. P. 299—321.
  7. Markson L., Bloom P. Evidence against a dedicated sys- tem for word learning in children. Nature. 1997. Vol. 385. P. 813—815.
  8. Waxman S.R., Markow D.B. Words as Invitations to Form Categories: Evidence from 12- to 13-Month-Old Infants. Cognitive Psychology. 1995. Vol. 29. №. 3. P. 257— 302.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика