Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Формирование двигательного навыка письма по третьему типу ориентировки (модификация методики Н.С. Пантиной) 2660

Сиднева А.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Факультета психологии,, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, asidneva@yandex.ru

Аннотация

Целью работы является модификация и последующая апробация методики формирования двигательного навыка письма П.Я. Гальперина — Н.С. Пантиной для фронтального обучения дошкольников. Все модификации связаны со спецификой группового обучения и с особенностями возраста и ведущей деятельности испытуемых. На основном этапе исследования приняли участие 39 испытуемых старшего дошкольного возраста (средний возраст 6 лет 5 месяцев, 20 мальчиков и 19 девочек), распределенных в контрольную и экспериментальную группы. Результаты исследования не показали различий этих групп в точности копирования контуров новых букв русского алфавита, но обнаружили различия в точности копирования грузинских букв и копирования графических элементов с изменением масштаба. По результатам исследования сделан вывод о формировании качественно иного типа ориентировки действия копирования контура у испытуемых, обучение которых проводилось по модифицированной методике Н.С. Пантиной.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из классических в теории планомерно-поэтапного  формирования  умственных  действий является исследование формирования двигательного навыка письма по третьему типу ориентировки, проведенное Н.С. Пантиной в конце 1950-х годов (Гальперин, Пантина, 1957, Пантина, 1958).

Литература
  1. Айдарова Л.И. Формирование некоторых  понятий грамматики по третьему типу ориентировки в слове // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельнос- ти: Сборник статей / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. — М.: Издательство Московского университета, 1968. С. 42—80.
  2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / М.: Просвеще- ние, 1969. — 368 с.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 185. — 45 с.
  4. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу о формировании начальных математических понятий // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 1. С. 63—66.
  5. Гальперин П.Я., Пантина Н.С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании // Доклады АПН РСФСР № 2. 1957. С. 43—46.
  6. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — 235 с.
  7. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011. — 128 с.
  8. Карабанова О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников.  Автореф.  дисс.  …  канд.  психол.  наук  / O.A. Карабанова. М., 1979. — 17 с.
  9. Некрасова Т.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса (система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова) / Программа В.В. Репкина и др.: пособие для учителя четырехлетней начальной школы. — М.: Вита-пресс, 2002. — 192 с.
  10. Пантина  Н.С.   Зависимость   формирования   действия от типа ориентировки в задании. — Дисс. … канд. пси- хол. наук. М., 1958. — 232 с.
  11. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 173 с.
  12. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  13. Сиднева А.Н. О двух подходах к формированию умения учиться в отечественной психолого-педагогичес- кой науке // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2008. № 1. С. 37—48.
  14. Шабельников В.К. Функциональная психология. — М.: Академический проект, 2004. — 592 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика