Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Психосемантический подход в исследованиях семейной и материнской направленности девушек 15—17 лет 805

Нозикова Н. В. , кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ФГБОУ ВПО ДВГГУ), Хабаровск, Россия, nv_nozikova@bk.ru

Аннотация

Цель статьи состоит в обосновании применения психосемантического подхода в изучении социально-психологической направленности в сознании как системообразующем факторе социально-психологической общности. Выполнен анализ основных понятий психосемантического подхода в психологических исследованиях сознания. Приведены результаты эмпирических исследований социально- психологической направленности на примере семейной направленности в сознании девушек 15— 22 лет: взаимосвязь понятий семейной сферы с временными семантическими индикаторами и их изменение в зависимости от возраста; психосемантические особенности семейной направленности в сознании и их динамика в зависимости от личностных характеристик, возраста и условий воспитания; доминирование в семейной сфере понятий «Моя будущая семья» или «Мой будущий ребенок» в зависимости от индивидуально-личностных качеств и условий воспитания; выделены психологические типы «Направленность на воспроизведение социально-психологической общности — создание своей семьи» и «Направленность на реализацию в материнстве — рождение своего ребенка» у девушек 15— 17 лет в зависимости от личностных качеств и условий воспитания на основе критериев доминирующего понятия в семейной сфере и психосемантических характеристик понятий семейной сферы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понимание природы индивидуального и общественного сознания в школе культурно-исторической  психологии  определяется  изучением  знака, языка и значения на основе фактического и концептуального материала психологии, психолингвистики и психосемантики.

Литература
  1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980. 128 с.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы субъективной семантики. М.: Наука, 1999. 350 с.
  3. Бендюков М.А., Саврилова Н.С., Соломин И.Л. Исследование особенностей системы отношений безработных к различным аспектам безработицы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 31—46.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 460 с.
  5. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 34—43.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочи- нений: в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Педагогическая психоло- гия. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  8. Гумбольдт В. О различении строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию / Пер. Г.В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1984. 400 с.
  9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  10. Коул М. Александр Романович Лурия и культурная психология // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 88—98.
  11. Кубарев В.С. Проблема развития в культурно-исторической психологии: от деятельности к сознанию // Культурно-историческая психология. 2013. № 2. C. 2—9.
  12. Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. C. 3—10.
  13. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия // Психологи- ческий журнал. Т. 22. 2001. № 4. С. 5—12.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  15. Леонтьев А.Н. Очерк развития психики // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. Т. I. 392 с.
  16. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
  17. Маркова Л.А. Историография науки // Энциклопе- дия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канонплюс, 2009. 1248 c.
  18. Нозикова Н.В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек 15—22 лет: Автореф. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 26 с.
  19. Нозикова Н.В. Типология психологических характеристик семейно-ориентированной и материнской направленности девушек 15—17 лет // Человек. Власть. Общество. Научные труды IV Азиатско-Тихоокеанского международного конгресса психологов (Хабаровск, 13—15 мая 2005 года). Хабаровск, 2005. С. 234—238.
  20. Нозикова Н.В. Динамика доминирующих понятий семейной и материнской направленности личности и ее значение в прикладной психологии / Психология XXI столетия. Т. 3 / под ред. В.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2006. С. 34—38.
  21. Нозикова Н.В. Формирование семейной и материнской направленности личности в процессе психологического консультирования // Психическое здоровье. 2007. № 1. С. 29—31.
  22. Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 90—97.
  23. Нозикова Н.В. Отношение к будущей беременности и родам в структуре сознания девушек 15—17 лет // Психическое здоровье. 2012. № 9. С. 77—81.
  24. Нозикова Н.В., Сазонова Н.М. Проблемы психологического консультирования матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психическое здоровье. 2013. № 4 (83). С. 52—59.
  25. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983. 177 с.
  26. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. 400 с.
  27. Петренко В.Ф. Вернем психологии сознание! // Вестник Московского университета. Серия Психология. 2010. № 3. С. 121—142.
  28. Петренко В.Ф. Значение // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248 c.
  29. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М., 2010. 440 с.
  30. Петренко В.Ф. Семантическое пространство субъективное // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Изд-во Канон-плюс, 2009. 1248 c.
  31. Похилько В.И., Федорова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 151—157.
  32. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. — М.: МГУ, 1989. 176 с.
  33. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс, 2002. 280 с.
  34. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Изд. центр Владос, 2000. — Т. 1. — 312 с.
  35. Реан А.А. Развитие ответственности личности в процессе социализации // Психология: учебник / В.М. Алахвердов, С.И. Богданова и др.; отв. ред. А.А. Кры- лов. М.: Изд-во Проспект, 2004. С. 145—150.
  36. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации руководителей и специалистов производственного предприятия. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76—2. С. 241—246.
  37. Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И.Л. Соломин. — Петербургский гос. университет путей сообщения, 2013. — 96 с.
  38. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Изд-во Логос, 1998. 296 с.
  39. Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. С. 38—47.
  40. Улановский А.М. От семантики образа к идеям конструктивизма // Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. С. 427—438.
  41. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. 480 с.
  42. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 36—46.
  43. Ericson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968, 320 p.
  44. Kelly G.A. The psychology  of  personal  constructs. N. Y.: Norton, 1955. 556 p.
  45. Osgood Ch., Susi C.J., Tannenbaum P.H. The measure- ment of mefning. Urbana, 1957. 295 p.
  46. Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system. American Psychology. 1962. V. 17, pp. 10—28.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика