Специфические особенности и проблемы персоналистического консультирования

1177

Аннотация

В статье рассматриваются персоналистические особенности социально-гуманистического консультирования. Травматические переживания с самого начала рассматриваются — по их природе и психологической структуре — не как психофизиологические, а в качестве персонально-этических. Физиологическая сторона проблемы уступает место этической, поскольку перед пострадавшим — как личностью — стоят те же самые этические проблемы, что и перед всеми, но их решение осложнено — или блокировано — перенесенной психологической травмой. Главной задачей персоналистического консультирования полагается реабилитация пострадавшего человека как личности, как созидателя, творчески участвующего в решении актуальных социальных проблем. Эта задача решается не только на пути помощи пострадавшему с его индивидуальными проблемами, но также и в направлении возложения на психолога социальной ответственности за риск разрушения духовных ценностей.

Общая информация

Ключевые слова: социально-гуманистическое консультирование, персоналистическое консультирование, психологическая травма, персонификатор, социальный персонификатор, социальный невротик, социализированная личность, взаимоотношения власти, смыслообразующие ценности

Рубрика издания: Психотерапия и психокоррекция

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Красило А.И. Специфические особенности и проблемы персоналистического консультирования // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 2. С. 95–104.

Фрагмент статьи

Задачей  статьи  является  анализ  специфических особенностей  социально-гуманистического  консультирования [10; 11; 12]. В социально-гуманистическом консультировании проводится принципиальное различие между социальным невротиком и социализированной личностью. Социальный невротик адаптируется к падшему обществу [2] — и стихийно реабилитируется после психологической травмы — на пути признания травматической ситуации как социально- нормальной.

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека: СПб.: «Академи- ческий проект», 1997. — 256 с.
  2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  5. Василюк Ф.Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. — С. 80—92.
  6. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. Т. 4 / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
  7. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М.: Независимая фирма «Класс», 1993. — 203 с.
  8. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 187с.
  9. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных как социальная и клиническая проблема // Клинические и организационные основы реабилитации психически боль- ных / Под ред. М.М. Кабанова, К. Вайзе. М.: 1980, С. 50— 80.
  10. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая пси- хология. 2009. № 3. — С. 81—90.
  11. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М.: МПСИ, 2004. — 96 с.
  12. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. М.: Издательство НПО «МОДЕК», 2007. — 504 с.
  13. Красило А.И. Экспертиза безопасности психологической нормы // Экспертиза безопасности образовательной среды. МГППУ, 2009. № 2. С. 8—11.
  14. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. — 347 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  16. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология зрелости и старения. М.: 1998. С. 61—68.
  17. Маслоу А.Г. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. — 304 с.
  18. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. — 256 с.
  19. Мэй Р. Любовь и воля. М.: «Рефлбук», 1997. — 384 с.
  20. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
  21. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Изд-во ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1995. — 352 с.
  22. Фрейд З. Сочинения по технике лечения. М.: ООО «Фирма СТД», 2008. — 440 с.
  23. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  24. Эллис А. Практика рационально-эмоциональной по- веденческой терапии. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 352 с.
  25. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994. — 336 с.

Информация об авторах

Красило Александр Иванович, кандидат психологических наук, профессор, кафедры детской и подростковой клинической психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1996-0629, e-mail: aikrasilo@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3375
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1177
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8