Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Феномен референтности с точки зрения культурно-исторической теории Л.С. Выготского 1666

Крушельницкая О.Б., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, social2003@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается механизм референтных отношений личности и группы с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Показано, что, несмотря на многолетнее изучение референтности, данный феномен является недостаточно исследованным. До сих пор не существует методологического обоснования механизма референтных отношений, которое позволило бы не только лучше понять данное явление, но и успешно прогнозировать поведение личности на разных этапах ее социального развития. По мнению автора, именно потребность индивида в дифференциации и интериоризации культурно-исторического опыта общества лежит в основе формирования референтных отношений развивающейся личности с другими людьми. Основной функцией референтности является личностно-развивающая. Теоретические построения автора статьи сопровождаются примерами эмпирических исследований, иллюстрирующих закономерности общения и взаимодействия школьников и студентов с референтными для них сверстниками и взрослыми.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Являясь одним из вариантов значимости для ин­дивида другой личности или группы («значимых других», по выражению Г. Салливана (Sullivan)), ре­ферентность отражает одну из важнейших сторон отношений людей друг к другу. Начиная с разработ­ки теории референтной группы в 40-е гг. ХХ столе­тия, американские исследователи сделали в этой об­ласти ряд важных наблюдений [1].

Литература
  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. За­рубежная социальная психология ХХ столетия: Теорети­ческие подходы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Про­блемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  5. Зотова О.Ю. Технологии коммуникативного взаимо­действия для обеспечения безопасности и доверия // На­циональный психологический журнал. 2012. №1(7). С. 88—94.
  6. Келли Г. Две функции референтной группы // Совре­менная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 197—203.
  7. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М.: Знание, 1988. 80 с.
  8. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Вы­готского // Национальный психологический журнал. 2012. № 1(7). С. 61—66.
  9. Крушельницкая О.Б. Информационно-психологичес­кий подход к исследованию проблемы референтности // Актуальные проблемы психологического знания. Теорети­ческие и практические проблемы психологии: научно­практический журнал. Москва, 2014. № 1 (30), С. 37—45.
  10. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референт­ных отношений. М.: МПСИ, 2008. 204 с.
  11. Крушельницкая О.Б., Лобанов М.В. К вопросу о вза­имосвязи личностного самоопределения и системы рефе­рентных отношений школьников // Социальная психоло­гия малых групп: Материалы II Всероссийской научно­практической конференции, посвященной памяти профес­сора А.В. Петровского.(Москва, 2—26 октября 2011 г.) М.: МГППУ, 2011. С. 381—384.
  12. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научно­го наследия / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. М.: МГУ, 1994. 286 с.
  13. Леонтьев Д.А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» // Культурно-историческая психо­логия. 2013. №1. С. 22—30.
  14. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  15. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петров­ского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  16. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изме­няющемся мире: психолого-педагогические проблемы но­вой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2 (4). С. 6—11.
  17. Шибутани Т. Социальная психология. Р.н/Д.: «Фе­никс», 1998. 544 с.
  18. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педа­гогика, 1979. С. 111—127.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика