Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Роль метакогнитивных знаний в саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников 1527

Чернокова Т.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии, Северодвинский филиал Поморского государственного университета, Россия, tattyana-chernokova@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление роли представлений детей дошкольного возраста о познании (метакогнитивных знаний) в построении, осуществлении и контроле ими познавательной деятельности. Задачи работы: 1) описать особенности и уровни сформированности метакогнитивных знаний и метакогнитивных процессов у детей и выявить взаимосвязь между ними; 2) выявить влияние освоения детьми метакогнитивных знаний на развитие метакогнитивных процессов. Для изучения метакогнитивных знаний и процессов использовалась метакогнитивная беседа и экспериментальная методика. Для выявления влияния освоения детьми метаког-нитивных знаний на развитие метакогнитивных процессов был проведен формирующий эксперимент. В исследовании участвовали 40 детей 5—6 лет. Результаты показывают, что в дошкольном возрасте у детей формируется структура метапознания, между показателями развития метакогнитивных знаний и метакогнитивных процессов существует связь, возраст 5—6 лет является сенситивным для освоения метакогнитивных знаний, но формирование таких знаний не оказывает прямого влияния на развитие метакогнитивных процессов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Наш интерес к «Теории разума» связан с пробле­мой метакогнитивного развития детей [см. подроб­нее: 8]. В данной статье представлены результаты ис­следований, посвященных вопросу о роли метаког­нитивных знаний в метакогнитивном поведении де­тей дошкольного возраста.

Литература
  1. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психо­логия. 2011. № 4. С. 9—15.
  2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1982—1984. 368 с.
  3. Мещеряков Б.Г., Дубовская И.С., Дубяга Е.В. Теория разума без самого понятия разума // Культурно-историче­ская психология. 2011. № 2. С. 66—72.
  4. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуля­ции познавательной деятельности у детей старшего до­школьного возраста // Современное дошкольное образо­вание: теория и практика. 2012. № 4. С. 62—67.
  5. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапо­знании // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 322—329.
  6. Brown A. Metacognition, executive control, self-regu­lation, and other more mysterious mechanisms // Metacognition, Motivation and Understanding / Ed. F. Wei­nert, R. Kluwe. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. P. 65—116.
  7. Fisher R. Thinking about Thinking: developing meta­cognition in children // Early Child Development and Care. 1998. Vol. 141. P. 1—15.
  8. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-development inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34 (10). P. 906—911.
  9. Flavell J.H. Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect. Merrill-Palmer Quarterly. 2004. Vol. 50 (3). P. 274—290.
  10. Kluwe R. Executive decisions and regulation of prob­lem solving behavior// Metacognition, Motivation and Understanding / Ed. F. Weinert, R. Kluwe. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. P. 31—64.
  11. Lawson M.J. Being executive about metacognition // Cognitive strategies and educational performance / Еd.
  12. J.R. Kirby. Orlando: Academic Press, 1984. P. 89—109.
  13.  Livingston J.A. Metacognition: An Overview. [Элек­тронный ресурс] URL http: // www. gse. buffalo. edu/fas/ shuell (дата обращения 21.09. 2011).
  14. McLeod L. Young children and metacognition: Do we know what they know they? And if so, what do we do about it? // Australian Journal of Early Childhood. 1997. Vol. 22 (2). P. 6—11.
  15. Schraw G., Moshman D. Metacognitive theories // Educational Psychology Review. 1995. Vol. 7 (2). P. 351—371.
  16. Veraksa A.N. Symbol as cognitive tool of mental activity. Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 57—65.
  17. Whitebread D. The development of two observational tools for assessing metacognition and self-regulated learning in young children / D. Whitebread, P. Coltman, D.P. Paster-nak at all // Metacognition and Learning. 2009. Vol. 4 (1). P. 63—85.
  18. Wilson J. Defining Metacognition: A step towards recognising metacognition as a worthwhile part of the cur­riculum [Электронный ресурс] // Paper presented at the AARE Conference. Melbourne, 1999. URL: http://www. aare.edu.au (дата обращения 22.04. 2014).

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика