Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Комментарии к «Театральным заметкам» Л.С. Выготского 1286

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Мазанова В.С., аспирантка лаборатории социокультурных проблем образования и воспитания, Институт социологии образования РАО, Москва, Россия, valery.mazanova@gmail.com

Аннотация

В статье даются подробные примечания и комментарии к неопубликованной ранее работе Л.С. Выготского, которая написана в жанре театрально-критической рецензии на три премьерных спектакля, поставленных в театре им. В.Ф. Комиссаржевской, Камерном театре и во Второй студии МХТ в Москве в 1916 г. В данной рецензии Выготский затрагивает крайне важные проблемы, касающиеся отношения значения и смысла, переживания, особенностей актерского перевоплощения. Специальный интерес представляет соотношение особенностей личного опыта актера и характера сценических переживаний в трех различных постановках вышеназванных театров. Добавим, что все аспекты этой темы явно перекликаются с последней работой Выготского «К вопросу о психологии творчества актера» (1932). Примечания и комментарии к данной рецензии касаются как биографических сведений, так и материалов из истории театра, культуры и психологии. Это позволяет в первом приближении реконструировать тот общий социокультурный контекст, обращение к которому необходимо для понимания как данной статьи, так и становления взглядов Л.С. Выготского как профессионального психолога.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Публикуемая статья объединяет рецензии на три спектакля: «Электра» в постановке Ф.Ф. Комиссар­жевского (театр имени В.Ф. Комиссаржевской; 1916), «Фамира-кифаред» в постановке А.Я. Таиро­ва (Камерный театр; 1916), «Зеленое кольцо» в по­становке В.Л. Мчеделова (Вторая студия МХТ; 1916). Следует подчеркнуть, что все три спектакля являются премьерами только что открывшихся в Москве новых театров, созданных на основе школ­студий, которыми и руководили перечисленные вы­ше режиссеры. Спектакли носили программный ха­рактер, декларируя те эстетические принципы, отно­сительно которых новые театры стремились строить свою работу.

Литература
  1. Айхенвальд Ю.И. Отрицание театра // В спорах о те­атре: Сборник статей. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914. 199 с.
  2. Анненский И.Ф. Драматические произведения: Мела­ниппа-философ. Царь Иксион. Лаодамия. Фамира-кифа­ред. М.: Лабиринт, 2000. 320 с.
  3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: КСП, 1996. 248 с.
  4. «Боги пали, осталась ненависть» // Ведомости. 2013. № 136 (3398). 31 июл.
  5. Вербицкий В.А. Вторая студия. Из воспоминаний // Ежегодник Московского Художественного театра. 1946 г. М.: Искусство, 1948. 648 с.
  6. «Военная цензура о «Летописи»» // Летопись, 1917, № 2. С. 4.
  7. Выготский Л.С. Гастроли Второй студии МХАТ // Наш понедельник. 1923. № 51 от 27.08. С. 3.
  8. Выготский Л.С. Гастроли Е.В. Гельцер // Наш поне­дельник. 1922. №3 от 11.09. С. 4.
  9. Выготский Л С. Гастроли «Красного Факела». Свер­чок на печи — Собака на сене — Океан — Победа смерти // Наш понедельник. 1923. № 39 от 04.06. С. 3.
  10. Выготский Л.С. Гастроли Утесова и Фореггера // Наш понедельник. 1923. № 46 от 23.07. С. 3; 1923. № 47 от 30.07. С. 3.
  11. Выготский Л.С. История развития высших психиче­ских функций // Выготский. Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика,1983. 368 с.
  12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выгот­ский. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психоло­гии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  13. Выготский Л.С. Рец. на кн.: Андрей Белый. Петер­бург // Летопись, 1916. №12. С. 327—328.
  14. Выготский Л.С. Рец. на кн.: Вячеслав Иванов. Бо­розды и межи. М.: Мусатет, 1916 // Летопись, 1916. № 10. С. 351—352.
  15. Выготский Л.С. Рец. на кн.: Мережковский Д. Будет радость. Пг.: Огни, 1916 // Летопись. 1917. № 1. С. 309—310.
  16. Выготский Л.С. Рец. на предисловие и примечания Н.Л. Бродского к поэме И. С. Тургенева «Поп». М., 1916 // Летопись. 1917. № 5—6. С. 366—367.
  17. Выготский Л.С. Театральные заметки (Письмо из Москвы) // Гранки в журнал «Летопись», Пг.: 1917.
  18. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском У. Шекспира // Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
  19. Гиппиус З.Н. Зеленое — алое — белое. Вроде после­словия // Биржевые ведомости. 1916. 23 мар. (утренний выпуск).
  20. Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирова­ния смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 77—83.
  21. Комиссаржевский Ф.Ф. Писатель и актер (Мыс­ли) // В спорах о театре: Сборник статей. М.: Книгоизда­тельство писателей в Москве, 1914. 199 с.
  22. Коонен А.Г. Страницы жизни. М.: Искусство, 1985. 446 с.
  23. Мейерхольд Вс.Э. Переписка: 1896—1939. М.: Искус­ство, 1976. 464 с.
  24. Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2: 1910—1943. М.: Искусство, 1979. 742 с.
  25. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 740 с.
  26. Собкин В.С. К определению понятия «идентифика­ция» // Виды и функции речевой деятельности / Сост. А.А. Леонтьев. М., 1977. 320 с. С. 115—122.
  27. Соловьева И.Н. Художественный театр: Жизнь и приключения идеи. М.: Московский Художественный те­атр, 2007. 671 с.
  28. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1988. 622 c.
  29. Таиров А.Я. О театре. М.: ВТО, 1970. 603 с.
  30. Тугендхольд Я.А. Письмо из Москвы // Аполлон. 1917. № 1. С. 72—74.
  31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
  32. Чулков Г.Н. Наши спутники. М.: Изд-во Н. В. Васи­льева, 1922. 199 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика