Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки 2659

Клементьева М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» (ТулГУ), Тула, Россия, domadres@list.ru

Аннотация

В статье рассматривается понятие и структура биографической рефлексии. Структура биографической рефлексии задана системой функциональных составляющих (личностной, социально-перцептивной, когнитивной и конфигуративной), связи между которыми формируют рефлексию жизненного опыта или рефлексию жизненного пути. Описана авторская методика оценки биографической рефлексии, разработанная на основе предложенной модели.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Рефлексия является неотъемлемой составляю­щей субъектности человека. Закономерности становления, функционирования и развития ре­флексии во многом обусловлены характеристиками рефлексируемого объекта и системы, в которую ре­флексия включена как компонент.

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.304 с.
  2. Аргайл М. Психология счастья .СПб.: Питер, 2003. 271 с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 1136 с.
  4.  Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 193—197.
  5. Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно-ис­торическая психология. 2010. № 1. С. 112—118.
  6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.
  7. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свой­ство и методика ее диагностики // Психологический жур­нал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45—57.
  8. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия субъ­екта жизни // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлин­ского и фундаментальные проблемы психологии (К 80­летию со дня рождения). Материалы Всероссийской на­учной конференции (с иностранным участием) (Москва, 30 мая—1 июня 2013 года). — М.: Московский государст­венный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. С. 178—182.
  9. Клементьева М.В. Исследование рефлексии жизнен­ного пути на материале создания автобиографического нарратива // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. C. 30—39.
  10. Клементьева М.В. Разработка методики оценки би­ографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитар­ные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 176—184.
  11. Контоподис М. Сочинения молодых женщин из меньшинств и метарефлексия в школе: диалог между Вы­готским и Фуко. Ч. 2 // Культурно-историческая психоло­гия. 2011. № 1. C. 72—79.
  12. ЛеГеррер А. Три истории о носе и происхождение психоанализа // Ароматы и запахи в культуре: в 2 кн. Кн. 1 / Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 192—209.
  13. Ленгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая те­ория личности: сб. статей / Пер. с нем. и вступ. ст. С.В. Крив­цовой. М.: Генезис, 2008. 159 с.
  14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
  15. Леонтьев Д.А. Философия жизни М. Мамардашви­ли и ее значение для психологии // Культурно-историчес­кая психология. 2011. № 1. C. 2—12
  16. Леонтьев А.Н. Методологические тетради // Фило­софия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 163—225.
  17. Логинова Н.А. Психобиографический метод иссле­дования и коррекции личности: учеб. пособие. Алматы: Казак университетi, 2001. 172 с.
  18. Нуркова В.В. Автобиографическая память с пози­ций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 1.С. 79—90.
  19. Одегор Э.Э., Прамлинг Н. Совместно конструируе­мый нарратив как языковой артефакт и культурное орудие обучения и смыслопорождения // Культурно-историчес­кая психология. 2013. № 2. C. 38—44.
  20. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотно­шения. М.Смысл, 1993. 32 с.
  21.  Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009. 447 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
  23. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс са­модетерминации // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37—51.
  24. Сапогова Е.Е. Экзистенциально-психологический анализ старости // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 75—81.
  25. Семенихина М.В. Взаимосвязь особенностей ре­флексии и образов родителей у мужчин и женщин: авто­реф.канд.дис. на соискание уч. степ. канд. Психол. н. — М., 2008. 28 с.
  26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  27. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативно­го кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.
  28. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: Фило­софско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С. 26—38.
  29. Семенов И.Н. Развитие жизнедеятельности В.П. Зин­ченко и его психологии рефлексирующего сознания и твор­ческого акта // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. C. 5—11.
  30. Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Уша­кова. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. С. 482—511.
  31. Тетради по аналитической антропологии / Под ред. А.А. Подороги. — Вып. 1. М.:Логос, 2001. 438 с.
  32. Ферро А. Психоанализ: создание историй / Пер. с итал. А.В. Казанской и Е.А. Кисловой. М.: Класс, 2007. 232 с.
  33. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с англ. и нем. / Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  34. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. Вып. 87 / Пер. с англ. В.В. Самойлова; под ред. Р.М. Гинзбурга. М.: Класс, 2001. 368 с.
  35. Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинчен­ко, Т.С. Леви. М.: АСТ МОСКВА, 2005. С. 166—192.
  36. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностно­го роста / Пер. с англ. А.В. Шамрикова. СПб.: Каскад, 2005. 436 с.
  37. Adkins L. Revisions: Gender and Sexuality in Late Modernity. Buckingham: Open University Press, 2002. 152 р.
  38. Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch Model. Fundamental Measurement in the Human Sciences. University of Toledo, 2007. 280 p.
  39. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 2006. 493 р.
  40. Bruner J.S. Life as Narrative // Social Research: An International Quarterly. 2004. Vol. 71. No. 3. Р. 691—710.
  41. Ebner N.C., Freund A.M., Baltes P.B. Developmental changes in personal goal orientation from young to late adult­hood: from striving for gains to maintenance and prevention of losses // Psychology and Aging. 2006. Vol. 21. No. 4. Р. 664—678. doi:10.1037/0882-7974.21.4.664.
  42. Fitzgerald C., Berger J.G. Understanding and support­ing the development of executives at midlife // Executive coaching: Practices and perspectives / Fitzgerald C.R., Ber­ger J.G. (Eds.). Palo Alto, CA: Davies-Black Publishing, 2002. Р. 89—117.
  43. Kitch S.L., Fonow M.M. Analyzing Women's Studies Dissertations: Methodologies, Epistemologies, and Field Formation // Signs. 2012. Vol. 38. No. 1. Р. 99—126. doi:10. 1086/665801.
  44. Helson R., Soto J. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality and Christopher // Journ.of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. No. 2. Р.194—204. doi:10. 1037/0022-3514.89.2.194.
  45.  Handbook of midlife development / М.Е. Lachman (Ed.). N.Y.: John Wiley and Sons, 2001. 672 р.
  46. Levenson M.R., Jennings P.A., Aldwin C.M., Shiraishi
  47. R.W. Self-transcendence: conceptualization and measure­ment // The International Journal of Aging and Human Deve­lopment. 2005. Vol. 60. No. 2. Р. 127—143.
  48. Rosenberg M. Reflexivity and Emotions // Social Psychology Quarterly. 1990. Vol. 53. No. 1. Р. 3—12.
  49. Pagis M. Embodied Self-Reflexivity // Social Psychology Quarterly. 2009. Vol. 72. No. 3. Р. 265—283
  50. Wiley N. The Semiotic Self.Chicago: Chicago Univer­sity Press, 1995. 264 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика