Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Поддержка присвоения знаний и Conceptual Change в обучении. Стратегия обучения при восхождения от абстрактного к конкретному * 992

Гист Х., доктор педагогических наук, профессор кафедры основы общественных и естественных наук (нем. Sachunterricht), университет Потсдама, Потсдам, Германия, giest@uni-potsdam.de

Аннотация

Проблемы качества усвоения знаний в процессе обучения в школе, в том числе проблемы прочности (устойчивости) и переноса полученных знаний (понятий) в психологии не новы, но все же остаются актуальными. Результаты международного теста оценки знаний (PISA 2013) это подтвердили. Несмотря на интенсивные исследования сущности и условий усвоения и переноса знаний, их результаты недостаточно широко востребованы в науке и практике образования. До сих пор в Германии остаются неизвестными работы русских психологов и педагогов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, их учеников и коллег, разработавших не только на теоретическом уровне эти проблемы, но и предложивших конкретные шаги по их решению.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важнейшим признаком освоения знания являет­ся то, что ребенок может использовать знание в раз­личных ситуациях, в различных контекстах, отлича­ющихся от ситуации, в которой знание было приоб­ретено. Для этого вместо множества житейских си­туаций, в которых ребенок приобретает и проверяет новое знание, должны быть созданы специфические учебные ситуации для познания ребенком прежде всего основания собственных познавательных дейст­вий, действий по преобразованию изучаемой пред­метной действительности.

Литература
  1. Aebli H. Zwolf Grundformen des Lehrens. Stuttgart: Klett. 14. Aufl. 2011. 409 s.
  2. Angeli Ch., Valanides N. Instructional effects on critical thinking: Performance on ill-defined issues // Learning and Instruction. 2009. Vol. 19 (4). P. 322—334.
  3. Aufschneiter C., Rogge Ch. Im Physikunterricht wird zu viel erklart // Lernchancen. 2009. Vol. 69/70. P. 54—59.
  4. Ausubel D.P. Psychologie des Unterrichts. Weinheim; Basel: Beltz. 1980/81. 314 s.
  5. Didaktik auf psychologischer Grundlage / Hrsg. M. Baer, M. Fuchs, P. Fuglister, K. Reusser, H. Wyss. Bern., 2006. 269 s.
  6. Bildungskommission der Lander Berlin und Brandenburg // Bildung und Schule in Berlin und Branden­burg. Herausforderungen und gemeinsame Entwicklungspers­pektiven. Berlin: Wissenschaft & Technik Verlag, 2003. 271 s.
  7. Carey S., Spelke E.S. Domain specific knowledge and conceptual change // Mapping the mind: Domain specifity in cognition and culture / Eds. L.A. Hirschfeld, S.A. Gelmann. Cambridge: Cambridge University Press. 1994. P. 169—200.
  8. Carey S. Conceptual change in childhood. Cambridge: MIT Press, 1985. 226 p.
  9. Carey S. Cognitive domains as models of thoughts // Modes of thought: Exploration in culture and cognition / Eds. D.R. Olson & N. Torrance. New York: Cambridge University Press, 1996. P. 187—250.
  10. Davydov V.V. Arten der Verallgemeinerung im Unterricht. Hrsg. und aus dem Russ. ubers. vom K. Kruiger. Berlin: Volk und Wissen, 1977. 432 s.
  11. Erinnerung fur die Zukunft. Padagogische Psychologie in der DDR. Hrsg. H. Giest. Berlin: Lehmann, 2006. 164 s.
  12. Gal'perin P.Ya. Stages in the development of mental acts // A handbook of contemporary Soviet psychology / Eds. and transl. from Russ. M. Cole, I. Maltzman; New York: Basic Books, 1969. P. 249—273.
  13. Gal'perin P.J. Zur Untersuchung der intellektuellen Entwicklung des Kindes // Die Schule Gal'perins / Hrsg. und aus der Russ; ubers. vom W. Jantzen. Berlin: Lehmann, 2004. S. 15—30.
  14. Giest H., Lompscher J. Lerntatigkeit Lernen aus kul­turhistorischer Perspektive. Ein Beitrag zur Entwicklung einer neuen Lernkultur im Unterricht. Berlin: Lehmann, 2006. 353 s.
  15. Giest H. Zur Entwicklung des begrifflichen Denkens im Grundschulalter // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 2003. Vol. 50 (3). S. 235—249.
  16. Hallden O. Conceptual change and contextualiza­tion. // New Perspectives on Conceptual Change / W. Sch­notz, St. Vosniadou & M. Carretero. Amsterdam...: Pergamon, 1999. P. 53—65.
  17. Hasselhorn M., Mahler C. Wissen, auf das Wissen baut: Entwicklungspsychologische Erkenntnisse zum Wissenserwerb und zum Erschlieβen von Wirklichkeit im Grundschulalter // Wissenserwerb in der Grundschule / Hrsg
  18. J. Kahlert. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1998. S. 73 90.
  19. Instructional Theories in Action / Ed. C.M. Reigeluth. Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1987. 216 p.
  20. International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. St.Vosniadou. New York, London: Routledge, 2008. 740 p.
  21. Kaufman D.R., Keselman A., Patel V.L. Changing con­ceptions in medicine and health // International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. St. Vosniadou. New York, London: Routledge, 2008. P. 295—327.
  22. Klauer K.J. Situiertes Lernen // Handworterbuch Padagogische Psychologie / Hrsg. D. Rost. Weinheim: Beltz, 2001. S. 635—641.
  23. Kompetenzniveaus im Sachunterricht / Hrsg. H. Giest, Hartinger, J. Kahlert. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2008. 182 s.
  24. Kossakowski A. Theoretische Ansatze zur Periodisierung der psychischen Entwicklung Entwicklung und Erziehung im okologischen Kontex// Entwicklung und Erziehung im okolo­gischen Kontext / Hrsg. U. Schmidt-Denter, W. Manz. Munchen und Basel: Reinhardt, 1991. S. 68—80.
  25. Larkin J.H. Understanding, problem representations, and skill in physics / Eds. S.F. Chipman, J.W. Segal, R. Glaser // Thinking and Learning Skills. 1985. Vol. 2. P. 141—159.
  26. Lave J. Cognition in Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 214 p.
  27. Lave J., Wenger E. Situated learning: legitimate periph­eral participation. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 138 s.
  28. Leont'ev A.N. Probleme der Entwicklung des Psychischen. Hrsg. und aus dem Russ. ubers. vom E. Dabrit, H. Kuhn, K. Luning. Frankfurt; M.: Fischer-Athenaum, 1973. 484 s.
  29. Lompscher J. Tatigkeit — Lerntatigkeit — Lehrstra­tegie. Die Theorie der Lerntatigkeit und ihre empirische Erforschung / Redaktionell bearbeitet und herausgegeben von H. Giest und G. Ruckriem. Berlin: Lehmann, 2006. 212 s.
  30. Lompscher J., Giest H. Lehrstrategien // Handbuch Padagogische Psychologie / Hrsg. D.H. Rost. Weinheim: Beltz, 2010, S. 437—446.
  31. Marx K. Einleitung zur Kritik der politischen. Wesen und Erscheinung. Dissertation A: Universitat Jena. 1988. 249 s.
  32. Personlichkeitsentwicklung in der Lerntatigkeit / Hrsg. J. Lompscher Berlin: Volk und Wissen, 1988. 272 s. ..
  33. Psychologische Analysen der Lerntatigkeit / Hrsg. J. Lompscher Berlin: Volk und Wissen, 1989. 405 s.
  34. Rakhkochkine A. Grundschule und Grundschul­ forschung im ostlichen Europa: Aktuelle Entwicklungen. Europaisierung der Bildung / Hrsg. Ch. Rohner, Cl. Henrichwark, M. Hopf. Wiesbaden: Verlag fur Sozialwissenschaften, 2009. S. 43—54.
  35. Rogoff B. Apprenticeship in thinking: Cognitive devel­opment in social context. Oxford: Oxford University Press, 1990. 242 p. ..
  36. Schank R.C., Pano A., Bell B., Jona M. The design of goal-based scenarios/ / The Journal of the Learning Sciences. 1993/1994. Vol. 3(4). P. 305—345.
  37. Schnotz W. Conceptual change // Handworterbuch Padagogische Psychologie / Hrsg. D. Rost. Weinheim: Beltz, 2001 S. 75—81.
  38. Sodian B. Entwicklung begrifflichen Wissens // Entwicklungspsychologie / Hrsg. R. Oerter, L. Montada. Munchen; Weinheim: Psychologie Verlags Union, 2002. S. 443—468.
  39. Sodian B., Koerber S., Thoermer C. Zur Entwicklung des naturwissenschaftlichen Denkens im Vor-und Grundschulalter // Es ist nie zu fruh! Naturwissenschaftliche Bildung in fruhen Jahren / Hrsg. P. Nentwig, S. Schanze. Munster: Waxmann, 2006. S. 11—20.
  40. Steiner G. Lernen und Wissenserwerb// Padagogische Psychologie. Ein Lehrbuch / Hrsg. A. Krapp, B. Weidenmann. Weinheim: Beltz, 2006. S. 163—202.
  41. Stern E. Wie abstrakt lernt das Grundschulkind? // Individuelles und soziales Lernen in der Grundschule —Kindperspektive und padagogische Konzepte / Hrsg. H. Petillon. Opladen: Leske & Budrich, 2002. S. 27—42.
  42. Taasoobshirazia G., Carr M. A review and critique of context-based physics instruction and assessment // Educational Research Review. 2008. Vol. 3(2). P. 155—167.
  43. The transformation of learning / Ed. B.V. Oers, W. Wardekker, E. Elbers, R. Veer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 401 p.
  44. Uber Naturwissenschaften lernen. Vermittlung von Wissenschaftsverstandnis in der Grundschule / Hrsg. P. Grygier, J. Gunther, E. Kircher. Baltmannsweiler, 2007. 200 s.
  45. Unterrichtentwicklung und Didaktische Entwicklun­gsforschung / Hrsg. W. Einsiedler. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 2011. 183 s.
  46. Vosniadou St. Conceptual change research: An intro­duction // International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. S. Vosniadou. New York, London: Routledge, 2008. P. I—XIII.
  47. Vygotskii L.S. Denken und Sprechen. Hrsg. und aus dem Russ. ubers. vom Joachim Lompscher und Georg
  48. Ruckriem; mit einem Nachw. von Alexandre Metraux. Okonomie. In Karl Marx/Friedrich Engels — Werke, Band Weinheim und Basel: Beltz, 2002. 654 s. Verlag, 1971. S. 3—160.
  49. Oser F., Baeriswyl F. Choreographies of Teaching: Eine Aktualisierung bildungstheoretischer Ansatze. Frankfurt
  50. Bridging Instruction to Learning // Handbook of research on teaching. Ed. V.Richardson. New York: American Educational Research Association, 2001. P. 1031—1065.
  51. Padagogisches Worterbuch / Hrsg. von Hans-Joachim Laabs u.a. Berlin: Volk und Wissen, 1987. 453 s.
  52.  Pardon E.-M. Das Aufsteigen vom Abstrakten zum Konkreten im gesellschaftswissenschaftlichen Erkenntnis­ prozess unter besonderer Berucksichtigung der Dialektik von a. M.: Lang., 2000. 427 s.
  53. Weinert F.E. Lehren und Lernen fur die Zukunft — Anspruche an das Lernen in der Schule // Padagogische Nachrichten Rheinland-Pfalz. 2000. Vol. 2. S.1—17.
  54. Weinert F.E., Schrader F.-W. Lernen lernen als psychol­ogisches Problem // Psychologie der Erwachsenenbildung / Hrsg F.E. Weinert, H. Mandl. Gottingen u.a. Hogrefe, Verlag fur Psychologie, 1997. S. 296—335.
  55. White B.Y., Frederiksen J.R. Inquiry, modelling, and metacognition: Making science accessible to all students // Cognition and Instruction. 1998. Vol. 16 (1). P. 3—118.
  56. White R.T., Gunstone R.F. The conceptual change approach and the teaching of science // International Handbook of Research on Conceptual Change / Ed. St. Vosniadou. New York, London: Routledge, 2008. P. 619—628.
  57. Высоцкая Е.В., Павлова В.В. Деятельностная прора­ботка предмета в различных образовательных системах и качество усвоенных действий // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. М.; Обнинск: ИГ­СОЦИН, 2007. С. 223—250.
  58. Гист Х., Вальденбах В. System-learning — a new challenge to education — bridging special field to transdisci­plinary // Образование 21 века: достижения и перспекти­вы / Под ред. В.П. Зинченко. Рига: Эксперимент. 2002. С. 21—37.
  59. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  60. Цукерман Г.А. Система Д.Б. Эльконина—В.В. Давы­дова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 84—95.
  61. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика