Развитие научных понятий у младших школьников на примере развития понятия «здоровье»

825

Аннотация

Приобретение учащимися системы научных понятий (т.е. системы устойчивых и одновременно с этим трансформируемых знаний), которыми они впоследствии смогут оперировать в повседневной жизни — важный признак качества образования и одновременно с этим — одна из проблем современной педагогики и педагогической психологии. В статье представлены результаты эмпирического исследования развития научных понятий в области здорового образа жизни учеников III-IV классов начальных общеобразовательных школ Германии.

Общая информация

Ключевые слова: теоретическое мышление, переход от эмпирического типа мышления к теоретическому (Conceptual Change), восхождение от абстрактного к конкретному, развивающее обучение, учебная деятельность, моделирование, понятие, здоровье

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хинтце К., Гист Х. Развитие научных понятий у младших школьников на примере развития понятия «здоровье» // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 110–120.

Фрагмент статьи

Немецкое психолого-педагогическое сообщество высказывает озабоченность этой «хронической» проблемой образования. Очевидно, что обучение по традиционным программам не эффективно. Разра­ботчики образовательных программ ищут новые об­разовательные технологии и обращаются к проблеме формирования научных понятий и развития теоре­тического мышления [7].

Литература

  1. Высоцкая Е.В., Павлова В.В. Деятельностная прора­ботка предмета в различных образовательных системах и качество усвоенных действий // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва, Обнинск: ИГ-СОЦИН. 2007. С. 223—250.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  4. Цукерман Г.А. Система Д.Б. Эльконина—В. В. Давы­дова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии. 2005, № 4. С. 84—95.
  5. Antonovsky A. Health, stress and coping. New perspec­tives on mental and physical well-being. San Francisco: Jossey-Bass. 1979. 255 p.
  6. Davydov V.V. Arten der Verallgemeinerung im Unterricht. Hrsg. und aus dem Russ. ubers. vom K. Kruger. Berlin: Volk und Wissen, 1977. 432 s.
  7. Einsiedler W. Lehr- und Lernkonzepte fur die Grundschule // Handbuch Grundschulpadagogik und Grun­dschuldidaktik, Bad Heilbrunn. 2001. S. 341—351.
  8. Giest H. Gesundheitssituation und Gesundheitser­ziehung im Grundschulalter // Grundschulunterricht. 2007. Vol. 6. S. 2—6.
  9. Giest H. Wissensaneignung, Conceptual Change und die Lehrstrategie des Aufsteigens vom Abstrakten zum Konkre­ten // Tatigkeitstheorie. Potsdamer Konferenz «Situating Childhood; Child Development: Socio-cultural Approaches and Education Intervention» / Hrsg. G. Ruckriem, H. Giest. Berlin: Lehmanns Media Verlag, 2011. S. 65—94.
  10. Giest H. Zum Problem der Begriffsbildung in der Grundschule. In: Lern- und Lehr-Forschung // Berichte Nr. Potsdam: Universitat Potsdam, 1995. S. 35—79.
  11. Giest H. Zur Entwicklung des begrifflichen Denkens im Grundschulalter // Psychologie in Erziehung und Unterricht. 2003. Vol. 50 (3). S. 235—249.
  12. Giest H., Hintze K. Zur Entwicklung des Gesundheits­begriffes bei Kindern — eine vergleichende Studie Deutsch­land / Russland // Europaisierung der Bildung / Hrsg.Ch. Rohner, Cl. Henrichwark, M. Hopf. Wiesbaden: Verlag fur Sozialwissenschaften, 2009. S. 70—74.
  13. Giest H., Hintze K. Fur einen aktiven Gesundheitsbeg­riff. Gesundheit ist kein Geschenk der Natur// Grundschu­lunterricht. 2007. Vol. 6. S. 10—18.
  14. Giest H., Hintze K. Gesundheitserziehung im Sachun­terricht. Fur einen aktiven Gesundheitsbegriff // Zur Didak­tik des Sachunterrichts / Hrsg. H. Giest. Potsdam: Universitatsverlag Potsdam, 2009. S. 202—211.
  15. Giest H., Hintze K. Zur Entwicklung des Gesundheits­begriffs im Grundschulalter // Lernen und kindliche Entwicklung. Probleme und Perspektiven des Sachunter­richts / Hrsg. R.Lauterbach, H. Giest, B.Marquardt-Mau. Bd. 19, Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2009. S. 245—252.
  16. Giest H., Lompscher J. Lerntatigkeit. Lernen aus kultur­historische Perspektive. Ein Beitrag zur Entwicklung einer neuen Lernkultur im Unterricht // ICHS, Band 15. Berlin: Lehmanns Media Verlag, 2006. 306 s.
  17. Handbuch Gesundheitswissenschaften / Hrsg. K. Hurrelmann, U. Laaser. Weinheim, Munchen: Juventa Verlag, 2003. 1216 s.
  18. Heller K.A., Geisler H.J. KFT 1—3 — Kognitiver Fahi­gkeits-Test-Grundschulform. Tests Review. Weinheim: Beltz Verlag, 1983. 433 s.
  19. Heller K.A., Perleth C. KFT 4-12+R — Kognitiver Fahi­gkeits-Test fur 4. bis 12. Klassen, Revision. Gottingen: Beltz Verlag, 2000. 354 s.
  20. Helmke A. Unterrichtsqualitat. Erfassen, bewerten, verbessern. 4. Auflage. Seelze: Kallmeyer Verlag, 2006. 316 s.
  21. Hintze K. Entwicklung und Ausbildung des Gesun­dheitsbegriffs im Grundschulalter. Berlin, Lehmanns-Media. // ICHS, Band 46. 2006. 288 s.
  22. Hurrelmann K. Gesundheitssoziologie. Eine Einfuhrung in sozialwissenschaftliche Theorien von Krankheitspravention und Gesundheitsforderung. 4. vollstandige und uberarbeitete Auflage. Weinheim, Munchen: Juventa Verlag, 2000. 256 s.
  23. Kampshoff M. Geschlechterdifferenz und Schulleis­tung. Deutsche und englische Studien im Vergleich. Wiesbaden: Verlag fur Sozialwissenschaften, 2007. 169 s.
  24. Lompscher J. Psychologische Analysen der Lerntatig­keit. Beitrage zur Psychologie. Berlin: Volks und Wissen Volkseigener Verlag, 1989. 405 s.
  25. Molderings M., Eissing G. Schritt fur Schritt mach ich mich fit! Praxisorientierter Leitfaden zur Verbesserung des Ernahrungsverhaltens von Kindern in Grundschulen und Kindertageseinrichtungen. Neuried, 1989. 156 s.
  26. Vygotskij L.S. Denken und Sprechen. Hrsg. und aus dem Russ. ubers. vom Joachim Lompscher und Georg Ruck­riem; mit einem Nachw. von Alexandre Metraux. Weinheim und Basel: Beltz, 2002. 654 s.

`


Информация об авторах

Хинтце Ксения, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры основы общественных и естественных наук(нем. Sachunterricht), университет Потсдама, e-mail: Ksenia.hintze@gmail.com

Гист Хартмут, доктор педагогических наук, профессор кафедры основы общественных и естественных наук (нем. Sachunterricht), университет Потсдама, Потсдам, Германия, e-mail: giest@uni-potsdam.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1975
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 825
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2