Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста

7100

Аннотация

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Выявлялось, какие мотивы являются ведущими у учащихся в первом, втором, третьем, четвертом классах, а также — какова динамика отдельных мотивов учения у детей на протяжении обучения в начальной школе. Обнаружено, что учебная деятельность младших школьников в значительной степени мотивирована социальными мотивами, среди которых ведущими являются мотивы самоопределения и благополучия. Из собственно учебных мотивов значительную роль на протяжении всех четырех лет играет мотивированность содержанием учебной деятельности в отличие от мотивированности процессом учебной деятельности. Динамика отдельных социальных мотивов учебной деятельности младших школьников различается, часть школьников переживают периоды спадов и подъемов, часть — имеют однонаправленную динамику. Выявлен спад мотивации, заложенной в самой учебной деятельности, от второго класса к третьему, при этом уровень выраженности мотивации содержанием учебной деятельности на протяжении второго, третьего и четвертого класса выше, чем мотивации ее процессом.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, динамика, младший школьный возраст

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110204

Для цитаты: Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38–47. DOI: 10.17759/chp.2015110204

Литература

  1. Архиреева Т.В. // Психология обучения. 2010. № 2. С. 92—103.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. С. 20—55.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  4. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации от второго к третьему классу // Вестник практической психологии образования. 2006. № 4 (9). С. 46—50.
  5. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102—109.
  6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

Информация об авторах

Архиреева Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, e-mail: ArxireevaT@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5738
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 7100
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8