Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Эволюция мысли 1886

Шадриков В.Д., доктор психологических наук, профессор, научный руководитель научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук, академик РАО, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, shadrikov@hse.ru

Аннотация

Используя метод исторической реконструкции, на основе теории культурно-исторической детерминации развития психики, данных о взаимосвязи морфологических исследований, современных данных, характеризующих развитие ребенка, и научной картины нейроонтогенеза психики рассмотрена эволюция предметной мысли. Обосновывается целесообразность выделения протомышления, когда предметная мысль используется при отсутствии ее осознания. Показывается, что протомышление является переходной формой от мышления животных к речевому мышлению человека. Особое внимание уделяется процессу появления слова и оформления мысли в слове. Формулируются условия, позволяющие проследить процесс рождения слова как звукосочетания, служащего для выражения мысли. Подчеркивается, что слово всегда порождается конкретным человеком, характеризуется историческая деятельность в рождения языка, отмечается творческий характер этого процесса.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бальмонт К. Избранное. М.: Худ. литература, 1980. 744 с.
  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
  3. Библия. М.: РБО, 2000. 1312 с.
  4. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 1—9. Л.: Культурно-просветительское кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1924—1929.
  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории психологии: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
  6. Егер О. Всемирная история: в 4 т. Т. 1. Древний мир. СПб.: Специальная литература, 1997. 821 с.
  7. Касаткин Н.И. Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека. M.: Издательство Академии Медицинских Наук СССР, 1948. 192 с.
  8. Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: ИП РАН, 2008. 511 с.
  9. Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф.М. Достоевского. М.: ИП РАН, 2013. 304 с.
  10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  11. Мейтленд И. Возникновение человека. Недостающее звено. М.: Мир, 1977. 160 с.
  12. Мысленников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. СПб.: Петербургское Востоковедение,1999. 398 с.
  13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. 256 с.
  14. Придо Т. Возникновение человека. Кроманьонский человек. М.: Мир, 1979. 158 с.
  15. Северцов А.Н. Этюды по теории эволюции. M., 1922. 312 с.
  16. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л.: Наука, 1968. 376 с.
  17. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения): учеб. пособие. M.: Тривола, 2000. 200 с.
  18. Тих Н.А. Предыстория общества: сравнительно-психологическое исследование. Л.: ЛГУ, 1970. 300 с.
  19. Толковая библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового завета. Т.3. Петербург: Издание преемников А.П. Лопухина, 1911—1913.
  20. Трошихина Ю.Г. Филогенез функции памяти. Л.: ЛГУ, 1978. 191 с.
  21. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975. 856 с.
  22. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007. 328 с.
  23. Шадриков В.Д. Мысль и ее порождение // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 118—127.
  24. Шадриков В.Д. Мысль и познание. М.: Логос, 2014. 240 с.
  25. Шадриков В.Д. Мысль как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2014. № 4. С. 130—137.
  26. Шевчук В.Ф. Оптимизация сенсорного научения как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1973. 18 с.
  27. Шкаликов В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1989. 25 с.
  28. Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. 490 с.
  29. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Древние животные и люди. Прага: Артия, 1977. 228 с.
  30. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 335 с.
  31. Bloom L. Language development: Form and function in emerging grammars. Cambridge, MA: MIT Press. 1970.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика