Психотехническая система обучения человекоцентрированному подходу

1659

Аннотация

С позиций психотехнического подхода как современного развития культурно-исторической психологии анализируется система обучения человекоцентрированному подходу на специализации «Человекоцентрированный подход» магистерской программы НИУ ВШЭ «Консультативная психология. Персонология». Для анализа используются понятие «психотехническая система» и представление о ее не¬обходимых элементах: цель, концептуальная система знаний, практика, специалисты, организованная продолжающаяся система взаимодействия/отношений между специалистами и обучающимися. Описывается проведенное исследование эффективности анализируемой психотехнической образовательной системы: показана ее эффективность как в образовательном плане, так и в плане содействия конструктивным личностным изменениям, приближающим выпускников к идеалу полноценного функционирования, описанного Карлом Роджерсом. Утверждается уместность анализа любых образовательных программ как психотехнических систем — для их построения, коррекции и анализа эффективности.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, психотехническонкий подход, образовательная психотехническая система, человекоцентрированный подход

Рубрика издания: Психологическая практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110312

Для цитаты: Колпачников В.В. Психотехническая система обучения человекоцентрированному подходу // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 135–146. DOI: 10.17759/chp.2015110312

Фрагмент статьи

В наших работах [6; 7; 9] развивается представле­ние о психологической практике как «психотехниче­ской системе»3, которое ассимилирует представле­ния культурно-исторической психологии о социаль­ной ситуации развития человека и о знаково-симво­лических системах как основе развития высших пси­хических функций и средстве регуляции деятельно­сти человека. С нашей точки зрения, любая зареко­мендовавшая себя образовательная система может рассматриваться как психотехническая система, ко­торая учитывает и встраивается в психологические процессы учащегося и способствует их изменению, перестройке в процессе активного совместного взаи­модействия учащегося и специалиста-педагога.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психо­технической теории // Моск. психотерапевтический жур­нал. 1992. № 1. С. 15—32.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психоло­гии. М.: Смысл, 2005. 240 с.
  3. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотех­ническая система: дисс. … докт. психол. наук. М., 2007. 430 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педа­гогика, 1982—1984.
  5. Геллерштейн С.Г. Психотехника. М.: Новая Москва, 1926. 121 с.
  6. Колпачников В.В. Овладение человекоцентрирован­ными умениями и развитие личности человека // Пере­кресток культур: Междисциплинарные исследования в об­ласти гуманитарных наук. М.: Логос, 2004. 420 с.
  7. Колпачников В.В. Культурно-историческая психоло­гия и практика психологической помощи // Культурно­историческая психология: современное состояние и пер­спективы развития. Материалы международной конфе­ренции (г. Москва, 3—4 октября 2007 г.). М.: МГППУ, 2007. С. 73—75.
  8. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход как культурное движение // Материалы международной конференции (г. Киев, 4—6 декабря 2012 г.) Киев, 2012. С. 18—21.
  9. Колпачников В.В. Психотехническая система клиен­тоцентрированной психотерапии // Консультативная пси­хология и психотерапия. 2014. № 3. С. 80—92.
  10. Медоус Э. Различия // Журнал практического пси­холога. 2012. № 4. С. 34—39.
  11. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М.: Новая Москва, 1921. 147 с.
  12. Пузырей А.А. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 112 с.
  13. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психаго­гика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  14. Роджерс К.Р. Становление человека. Взгляд на пси­хотерапию. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  15. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 470 с.
  16. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 255 с.
  17. Шпильрейн И.Н. Прикладная психология. Психоло­гия труда и психотехника. М.: Новая Москва, 1930. 119 с.
  18. Шпильрейн И.Н. К вопросу о теории психотехники. М.: Новая Москва, 1931. 98 с.
  19. Meadows E.E. Narcisstic Mistake // Bristrlecone. 2001. № 3. P. 11—12.
  20. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personality, and Interpersonal Relationships, as Developed in the Client-Centered Framework // Koch (ed.). Psychology: A Study of a Science. Study 1. V. 3: Formulations of the Person and the Social Context. McGraw-Hill, 1959. P. 184—256.
  21. Rogers C.R. Way of Being. Boston: Houghton Mifflin Company, 1980. 395 p.

Информация об авторах

Колпачников Вениамин Валентинович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3792-9476, e-mail: venyak@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2315
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1659
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1