Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 100–109
doi:10.17759/chp.2015110309
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: духовно-нравственная мотивация, эгоцентрическая мотивация, гедонистическая мотивация, младший школьный возраст, подростковый возраст, гимназия для одаренных, средняя общеобразовательная школа, детский дом, бродяжничество
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110309
Для цитаты: Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 100–109. DOI: 10.17759/chp.2015110309
Фрагмент статьи
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что под мотивом понимается «то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность», причем «…предмет, отвечающий человеческим потребностям, является продуктом производства, материального, равным образом и духовного» [15, с. 428, 432]. Здесь важно отметить, что, во-первых, в определении мотива как опредмеченной потребности «предмет» употребляется как философская категория, а не в обыденном смысле. Поэтому мотив — это отражаемый предмет, образ некоторого предметного содержания, более или менее сложно организованного. Во-вторых, мотив в данной концепции — не просто отраженный, а пристрастно отраженный предмет [8].
Литература
- Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 13—18.
- Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: философский очерк // Развитие личности. 2013. № 2. С. 110—184.
- Асеев В.Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. М.: МГПУ, 2011. С. 20—24.
- Богоявленская М.Е. Психологические особенности гармоничного и дисгармоничного типов развития одаренности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы, по А.Н. Леонтьеву, и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284—289.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 437—450.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 191—200.
- Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
- Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977. 24 с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
- Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Вестком, 2002. 264 с.
- Культурно-историческая психология / В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, А.А. Марголис, Б.Г. Мещеряков // Московская психологическая школа. История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С. 14—20.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. 511 с.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Московская психологическая школа. История и современность: в 4 т. Т. 1. Кн. 2. / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. С. 84—91.
- Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2007. 126 с.
- Мещерякова И.А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 52—60.
- Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.
- Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
- Петровский В.А. Логика «Я». М.;Тула: ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2008. 271 с.
- Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. 288 с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 11— 31.
- Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.А. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.
- Рахматуллина Е.А. Возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 8—16.
- Реан А.А. Подростковая субкультура — зона потенциальных рисков // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 5—10.
- Саулина Е.Б. Мотивация и социально-психологическая адаптация когнитивно одаренных подростков, обучающихся в обычных общеобразовательных школах // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 11—19.
- Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.
- Толстых Н.Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 33—43.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
- Франкл В. Воля к смыслу. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 368 с.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
- Хазова С.А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 26—32.
- Шелина С.Л., Митина О.В. Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) // Психологическая наука и образование. 2015. № 1. С. 49—58.
- Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте // На пороге взросления: сб. научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 104—113.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Бином, 2011. 245 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995. 416 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5418
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 4150
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 8