Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития 3170

Кулагина И.Ю., кандидат психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, dissovetmgppu@mail.ru

Аннотация

В статье поставлена проблема развития доминирующей мотивации, или мотивации надситуативного уровня, понимаемой как общий вектор, определяющий основные линии поведения в различных ситуациях и при включении в различные виды деятельности; доминирующая мотивация соответствует отношению личности к миру (людям и делу) и к себе, на онтогенетическом этапе личностной стабилизации обусловливает направленность личности. Статья включает данные эмпирического исследования, проведенного с помощью авторского опросника, в котором приняли участие 403 ребенка и подростка. Представлена популяционная динамика развития мотивации у детей и подростков школьного возраста. Установлено, что духовно-нравственная мотивация интенсивно развивается в младшем школьном возрасте, эгоцентрическая и гедонистическая — в подростковом. Описаны мотивационные профили, способствующие и не способствующие социализации подростков. Показано преобладание духовно-нравственной мотивации в благоприятных условиях воспитания и обучения (в СОШ у подростков с нормативным развитием интеллекта, в гимназии для одаренных детей у подростков с высоким уровнем интеллектуального развития), преобладание гедонистической мотивации при воспитании и обучении в детском доме, отсутствие дифференциации мотивов у бродяжничающих подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что под мотивом по­нимается «то объективное, что отвечает потребнос­ти, побуждает и направляет деятельность», причем «…предмет, отвечающий человеческим потребнос­тям, является продуктом производства, материаль­ного, равным образом и духовного» [15, с. 428, 432]. Здесь важно отметить, что, во-первых, в определе­нии мотива как опредмеченной потребности «пред­мет» употребляется как философская категория, а не в обыденном смысле. Поэтому мотив — это отражае­мый предмет, образ некоторого предметного содер­жания, более или менее сложно организованного. Во-вторых, мотив в данной концепции — не просто отраженный, а пристрастно отраженный предмет [8].

Литература
  1. Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формиро­вания личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая на­ука и образование. 2013. № 6. С. 13—18.
  2. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: философ­ский очерк // Развитие личности. 2013. № 2. С. 110—184.
  3.  Асеев В.Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные механизмы // Мотивация в современном мире. М.: МГПУ, 2011. С. 20—24.
  4. Богоявленская М.Е. Психологические особенности гармоничного и дисгармоничного типов развития одарен­ности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  6. Братусь Б.С. Личностные смыслы, по А.Н. Леонтье­ву, и проблема вертикали сознания // Традиции и пер­спективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 284—289.
  7. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологиче­ский анализ критических ситуаций // Психология лично­сти. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пу­зырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ; Астрель, 2009. С. 437—450.
  8. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы моти­вации // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 191—200.
  9. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
  10. Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977. 24 с.
  11.  Изучение мотивации поведения детей и подрост­ков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
  12.  Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Под ред. А.М. Щербаковой. М.: Вестком, 2002. 264 с.
  13.  Культурно-историческая психология / В.В. Рубцов, В.П. Зинченко, А.А. Марголис, Б.Г. Мещеряков // Мос­ковская психологическая школа. История и современ­ность: в 4 т. Т. 4 / Под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С. 14—20.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. 511 с.
  16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопа­тий у подростков. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. 416 с.
  17. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
  18. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  19. Матюшкин А.М. Концепция творческой одареннос­ти // Московская психологическая школа. История и со­временность: в 4 т. Т. 1. Кн. 2. / Под ред. В.В. Рубцова. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2004. С. 84—91.
  20.  Методики оценки уровня психологического здоро­вья у детей школьного возраста / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2007. 126 с.
  21. Мещерякова И.А. Некоторые проблемы и результа­ты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 52—60.
  22.  Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кула­гиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.
  23. Петровский А.В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 448 с.
  24. Петровский В.А. Логика «Я». М.;Тула: ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2008. 271 с.
  25.  Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. 288 с.
  26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротст­ва. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  27.  Профессиональный стандарт «Педагог (педагогиче­ская деятельность в дошкольном, начальном общем, ос­новном общем, среднем общем образовании) (воспита­тель, учитель)» // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 11— 31.
  28.  Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.А. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б. Холмо­горова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.
  29. Рахматуллина Е.А. Возрастная динамика деятель­ностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 8—16.
  30. Реан А.А. Подростковая субкультура — зона потен­циальных рисков // Психологическая наука и образова­ние. 2012. № 4. С. 5—10.
  31. Саулина Е.Б. Мотивация и социально-психологиче­ская адаптация когнитивно одаренных подростков, обуча­ющихся в обычных общеобразовательных школах // Пси­хологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 11—19.
  32. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориента­ций современных старшеклассников: автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2004. 25 с.
  33. Толстых Н.Н. Некоторые особенности мотивации и временной перспективы детей-сирот из учреждений // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 33—43.
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  35. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 368 с.
  36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного / Под ред. М.Г. Ярошевско­го. М.: Просвещение, 1989. 448 с.
  37. Хазова С.А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития // Психологическая наука и об­разование. 2012. № 4. С. 26—32.
  38. Шелина С.Л., Митина О.В. Нормативно-ценност­ные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных сужде­ний) // Психологическая наука и образование. 2015. № 1. С. 49—58.
  39. Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте // На поро­ге взросления: сб. научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: МГППУ, 2011. С. 104—113.
  40. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьни­ки. М.: Бином, 2011. 245 с.
  41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских воз­растах. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995. 416 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика