Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Репрезентация объективных ситуаций детьми дошкольного возраста 1695

Веракса Н.Е., доктор психологических наук, профессор, руководитель научного направления, Институт изучения детства, Москва, Россия, neveraksa@gmail.com

Аннотация

В статье обсуждается вопрос о видах репрезентации объективных ситуаций, т. е. ситуаций, которые задаются независимо от субъекта внешними чувственно данными обстоятельствами и социальными ожиданиями или правилами. Автор выделяет три вида объективных ситуаций, в которых действуют дети: нормативные, развивающиеся и неопределенные. Для каждого вида ситуаций существуют свои оптимальные формы репрезентаций: знаковая, диалектическая и символическая. Каждая форма репрезентации является продуктом познавательной деятельности субъекта, механизмом которой выступают познавательные способности, представляющие собой систему культурно обусловленных средств и способов оперирования этими средствами. Выделяются нормативно-стабилизирующие способности, способности к преобразованию и способности к символическому опосредствованию. Они позволяют категоризировать различные объекты и свойства, обеспечивают трансформацию ситуаций и создают возможности для ориентировки в ситуациях неопределенности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В гештальтпсихологии использовалось понятие проблемной ситуации. «Проблема возникает, напри­мер, тогда, когда у живого существа есть какая- либо цель, и оно не знает, как эту цель достигнуть» [16, с. 86]. Для дальнейшего изложения важно обра­тить внимание на тот факт, что гештальт-психологи включали в понятие проблемной ситуации возника­ющую у субъекта цель. В этом случае определение ситуации приобретает субъективную коннотацию. Отсюда следует, что, говоря о ситуации, мы должны иметь в виду, во-первых, самого субъекта, и, во-вто­рых, известную избирательность к тем обстоятельст­вам, в которых этот субъект оказался. Другими сло­вами, можно сказать, что ситуация есть не только на­бор различных обстоятельств, но и отношение меж­ду субъектом и этими обстоятельствами. Именно от­ношение между субъектом и обстоятельствами, вы­раженное в виде цели субъекта, придает известную целостность ситуации.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Кни­га 1. М.: Педагогика, 1982. 320 с.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. 224 с.
  3. Веракса А.Н. Символическое опосредствование в позна­вательной деятельности: монография. М.: МГУ, 2010. 168 c.
  4. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической ре­презентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103—111.
  5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Ва­гант, 2006. 212 с.
  6. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 c.
  7. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции по­ведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психо­логии. 1996. № 3. С. 14—27.
  8. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противо­речивых ситуаций дошкольниками // Вопросы психоло­гии. 1981. № 3. С. 123—127.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изда­тельство Московского университета, 1976. 479 с.
  11. Мид Д. Г. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
  12. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы фи­лософии. 1979. № 6. С. 128—140.
  13.  Исследование развития познавательной деятельно­сти / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд. М.: Пе­дагогика, 1971. 392 с.
  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  15. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педа­гогика, 1977. 277 с.
  16.  Психология мышления: сб. переводов с нем. и англ. // Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 533 с.
  17. Субботский Е.В. Восприятие дошкольниками нео­бычных явлений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психо­логия. 1984. № 1. С. 17—31.
  18. Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2006. 424 с.
  19. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педа­гогика, 1985. 328 с.
  20. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М.: АСТ, 2010. 256 с.
  21.  Хрестоматия по истории психологии. Период от­крытого кризиса / Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 364 с.
  22. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 539 с.
  23. Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон Основные направле­ния психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 704 c.
  24. Apperly I., Williams E., Williams J. Three- to Four-Year­Old's Recognition That Symbols Have a Stable Meaning: Pictures Are Understood Before Written Words // Child Development. 2004. № 5. 1510—1522.
  25. Bialystok E., Senman L. Executive processes in appear­ance-reality tasks: the role of inhibition of attention and sym­bolic representation // Child Development. 2004. № 75. Р. 167—178.
  26. DeLoache J.S. Symbolic development // U. Goswami (Ed.). Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development. Blackwell, 2002. P. 206—226.
  27. Pascual-Leone J. Organisimal Processes from Neo-Piagetian Theories: A Dialectical Causal Account of Cognitive Development // International Journal of Psychology. 1987. № 22. Р. 531—570.
  28. Phelps K.E., Woolley J.D. The Form and Function of Young Children's Magical Beliefs // Developmental Psycho­logy. 1994. 30. №3. P. 385—394.
  29. Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Bar­selona. 1982. 216 p.
  30. Piaget J. Play, Dreams and Imitation in Childhood. N. Y.: W.W. Norton and Company, Inc, 1962. 296 p.
  31. Subbotsky E.V. Early rationality and magical thinking in preschoolers: space and time // British Journal of Developmental Psychology. 1994. 12. P. 97—108.
  32. Veraksa N. Modern trends in early childhood education development in the natural vs cultural paradigm // European Early Childhood Education Research Journal. 2014. Vol. 22. № 5. P. 585—589.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика