Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6771Ключевые слова 15868 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО 357

Якупова В.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета (ФГБОУ ВО МГУ) имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, vera.a.romanova@gmail.com
Захарова Е.И., кандидат психологических наук, Доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. Ломоносава, ведущий специалист в области проблем возрастного развития, один из основателей Консультативного центра для родителей при факультете психологии МГУ, Москва, Россия, E-I-Z@yandex.ru

Аннотация

Целью данной работы является изучение особенностей внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), которые определяют процесс освоения родительства и характер детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 20 диад мать—младенец группы спонтанной беременности и 23 диады группы ЭКО (возраст младенцев 6—12 месяцев). Матери группы ЭКО демонстрируют высокую способность к безусловному принятию ребенка, стремятся к телесному контакту с ним, однако они меньше склонны поддерживать инициативу ребенка, чем матери группы спонтанной беременности. Особенности детско-родительского взаимодействия находят отражение в особенностях развития ребенка: младенцы, чьи матери поддерживают их инициативу, склонны проявлять большую активность. Стремление к телесному контакту с матерью более выражено у младенцев, чьи матери чаще прикасаются к ребенку, обнимают и берут на руки. Участницы программы ЭКО положительно относятся к выполнению родительских функций, в то же время испытывают сомнения в собственной родительской компетентности, склонны устанавливать повышенные требования к себе в роли матери.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии родительство рассма- тривается как социокультурный феномен [6]. Любое общество предъявляет к родителю определенные требования по воспитанию и заботе о ребенке, которые закреплены в социальной роли родителя. Принимая на себя ту или иную социальную роль, человек вырабатывает личностное эмоциональное отношение к ее содержанию [1].

Литература
  1. Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. C. 24—28.
  2. Захарова Е.И. Опросник исследования эмоциональ- ной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. 1997. Т. 1. № 1. С. 15—21.
  3. Захарова Е.И., Тюрина А.И. Особенности взаимодей- ствия матери с ребенком младенческого и раннего возраста в зависимости от характера привязанности к собственной матери // Пренатальная психология и психология репро- дуктивной сферы. 2013. № 3.С. 90—111.
  4. Петрова А.А. Материнские представления об ин- дивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодей- ствия: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 225 с.
  5. Кляйн М. Зависть и благодарность и другие работы 1955—1963 гг. Психоаналитические труды Мелани Кляйн: в 7 т. Т. VI. Ижевск: ERGO. 2012. 332 с.
  6. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. по- собие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  7. Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материн- ская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО // Национальный психологический жур- нал. 2015. № 1(17). С. 96—104.
  8. Colpin H., Demyttenaere K., Vandemeulebroecke L. New reproductive technology and the family: The parent-child re- lationship following in vitro fertilization // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. Vol. 36. P. 1429—1441.
  9. Gibson F.L., Ungerer J., McMahon C., Leslie G.,  Saun- ders D. The mother–child relationship following in vitro fer- tilisation (IVF): infant attachment, responsivity, and maternal sensitivity // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2000. Vol. 41 (8). P. 1015—1023.
  10. Glascoe F.P.,  Byrne K.E.,  Chang B., Strickland  B., Ash- ford L., Johnson K. The Accuracy of the Denver-II in Develop- mental Screening // Pediatrics. 1992. Vol. 89. P. 1221—1225.
  11. Golombok S., MacCallum F., Goodman E. The “test-tube” generation: parent — child relationships and the psychological well-being of in vitro fertilization children at adolescence // Child Development. 2001. Vol. 72 (2). P. 599—608.
  12. Van Balen F. Child rearing following in vitro fertiliza- tion // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1996. Vol. 37. P. 687—693.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика