Сотрудничество на Фейсбуке: как учителя обмениваются опытом через социальные сети

1541

Аннотация

Настоящее исследование посвящено анализу использования Фейсбука в образовательных целях, в качестве онлайн площадки для укрепления взаимодействия между учителями из разных школ. В работе описано, как группа из 43 преподавателей в юго-восточном регионе Бразилии использовали созданную на Фейсбуке группу для общения друг с другом. В этой группе учителя делились опытом об использовании цифровых технологий на занятиях в средней школе. Исследование основано на культурно-исторической теории деятельности, с позиции которой группа на Фейсбуке рассматривается как «орудие», опосредующее общение. Цель данного исследования — выявить, как и почему учителя взаимодействуют на Фейсбуке, а также изучить, как развивается сам процесс их коммуникации. Нами были проанализированы посты, сделанные внутри группы с 2012 по 2014 г., а также две анкеты, которые были заполнены учителями в июне 2012 г. и декабре 2013 г.. Полученные данные показывают, что учителя демонстрируют тенденцию к взаимодействию в маленьких группах, создавая небольшие сообщества на Фейсбуке для взаимодействия внутри своих школ.

Общая информация

Ключевые слова: сотрудничество, средняя школа, Фейсбук, онлайн-педагогика

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120318

Для цитаты: да Куньо Ф.Р., ван Урс Б., Контоподис М. Сотрудничество на Фейсбуке: как учителя обмениваются опытом через социальные сети // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 290–309. DOI: 10.17759/chp.2016120318

Фрагмент статьи

При помощи таких популярных социальных сетей, как Фейсбук, Линкедин или Твиттер (Facebook, LinkedIn или Twitter), сегодня люди легко связываются друг с другом.

Литература

  1. Austin R., Smyth J., Rickard A., Quirk-Bolt N., and Met- calfe N. Collaborative Digital Learning in Schools: Teacher Perceptions of Purpose and Effectiveness // Technology, Ped- agogy and Education. 2010. Vol. 19. P. 327—343.
  2. Baskerville D. Integrating On-Line Technology into Teaching Activities to Enhance Student and Teacher Learning in a New Zealand Primary School // Technology, Pedagogy and Education. 2012. Vol 21. P. 119—135.
  3. Bentley T. Innovation and Diffusion as a Theory of Change // A. Hargreaves, A. Lieberman, M. Fullan, and Hopkins, Eds.,Second International Handbook of Educa- tional Change / A. Hargreaves, A. Lieberman, M. Fullan, and Hopkins, Eds. Springer, 2009. P. 29—46.
  4. Brasil M. Parâmetros Curriculares Nacionais [National Curricular Guidelines]. Brasília: Ministério da Educação e Cultura, 2000. 109 p.
  5. Bronckart J.-P. Atividade de linguagem, textos e discur- sos [Language activity, texts and discourses], 2ª ed. São Paulo: Educ, 1999. 358 p.
  6. Cayton-Hodges G., Feng G., and Pan X. Tablet-Based Math Assessment: What Can We Learn from Math Apps? // Educational Technology & Society. 2015. Vol. 18. P. 3—20.
  7. Charlton P., Magoulas G., and Laurillard D. Enabling Creative Learning Design through Semantic Technologies // Technology, Pedagogy and Education. 2012. Vol. 21. P. 231— 253.
  8. Cunha Jr.F.R, van Oers B., and van Kruistum C. Teach- ers and Facebook: Using Online Groups to Improve Students’ Communication and Engagement // Communication Teacher. 2016. Vol. 30.
  9. Cunha Jr.F.R. Student training for promoting collab- orative agency: the monitoring activities // Ponte. 2016. Vol. 72. P. 170—187.
  10. Datnow A. and Park V. Large-Scale Reform in the Era of Accountability: The System Role in Supporting Data-Driven Decision Making // Second International Handbook of Edu- cational Change. Vol. 23 / A. Hargreaves, A. Lieberman, M. Fullan, and, D. Hopkins, Eds. London & New York: Springer, 2009. P. 209—220.
  11. Engeström Y. Activity theory and the social construc- tion of knowledge: a story of four umpires. San Diego: Univer- sity of California, 1999.
  12. Engeström Y. Learning by expanding: an activity-theo- retical approach to developmental research. 2 ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 338 p.
  13. Facebook. 45% da população brasileira acessa o Face- book mensalmente [45% of Brazilians access Facebook every month]. 2015. Available: https://www.facebook.com/busi- ness/news/BR-45-da-populacao-brasileira-acessa-o-Face- book-pelo-menos-uma-vez-ao-mes  (Accessed:  25.07.2016).
  14. Fullan M. and Hargreaves A. A escola como organização aprendente. Buscando uma educação de qualidade [The school as a learning organization. Seeking a quality education], 2 ed. Porto Alegre: Artmed, 2000. 402 p.
  15. Goodband J. H., Solomon Y., Samuels P. C., Lawson D., and Bhakta R. Limits and potentials of social networking in academia: case study of the evolution of a mathematics Face- book community // Learning, Media and Technology. 2012. Vol. 37. P. 236—252.
  16. Gray K., Chang S., and Kennedy G. Use of Social Web Technologies by International and Domestic Undergraduate Students: Implications for Internationalising Learning and Teaching in Australian Universities // Technology, Pedagogy and Education. 2010. Vol. 19. P. 31—46.
  17. Heo G. M. and Lee R. Blogs and Social Network Sites as Activity Systems: Exploring Adult Informal Learning Process through Activity Theory Framework // Educational Technol- ogy & Society. 2013. Vol. 16. P. 133—145.
  18. Hewitt A. and Forte A. Crossing boundaries: Identity management and student/faculty relationships on the Face- book. Poster presented at CSCW, Banff, Alberta, 2006. P. 1—2.
  19. Hutchens J.S., Hayes T. In your facebook: examining Facebook usage as misbehavior on perceived teacher credibil- ity // Education and Information Technologies. 2014. Vol. 19. P. 5—20.
  20. John-Steiner V. Creative collaboration. New York: Ox- ford University Press, 2000. 288 p.
  21. Junco R. iSpy: seeing what students really do online // Learning, Media and Technology. 2014. Vol. 39. P. 75—89.
  22. Kerbrat-Orecchioni C. Análise da conversação: princípios e métodos [Conversational analysis: principles and methods]: Parábola, 2006. 143 p.
  23. Kimmons R. and Veletsianos G. The fragmented educa- tor 2.0: Social networking sites, acceptable identity fragments, and the identity constellation // Computers & Education. 2014. Vol. 72. P. 292—301.
  24. Leontiev A. N. Activity, consciousness and personality. Englewood Cliffs; NJ: Prentice Hall, 1978. 196 p.
  25. Liberali F. C. Creative Chain in the Process of Becom- ing a Totality [A cadeia criativa no processo de tornar-se to- talidade] // Bakhtiniana. 2009. Vol. 1. P. 100—124.
  26. Magalhães M. C. C. Projetos  de  formação  continua de educadores para uma prática crítica [Teacher education projects towards a critical praxis] // The ESPecialist. 1998. Vol. 19. P. 169—184.
  27. Magalhães M.C.C. Theoretical-Methodological Choices in AL Research: Critical Research of Collaboration in Teacher Education // Inter Fainc. 2011. Vol. 1. P. 34—45.
  28. Mazer J., Murphy R., and Simonds C. I’ll See You On Facebook: The Effects of Computer-Mediated Teacher Self- Disclosure on Student Motivation, Affective Learning, and Classroom Climate // Communication Education. 2007. Vol. 56. P. 1—17.
  29. Newman F. and Holzman L. Lev Vygotsky, um cientista revolucionário [Vygotsky, a revolutionary scientist]. São Pau- lo: Edições Loyola, 2004. 241 p.
  30. Ninin M.O.G. Da pergunta como ato monológico avali- ativo à pergunta como espaço para expansão dialógica [From question as a monological evaluative act to question as a dia- logic expansion space], 1 ed. São Carlos: Pedro & João Edi- tores, 2013. 183 p.
  31. Parrilla A. Os grupos de apoio entre professores no contexto espanhol: origem, sentido e justificativa [Support groups among teachers in the Spanish context: origin, meaning and justifica- tion] // Criação e desenvolvimento de grupos de apoio entre pro- fessores / H. Daniels, Ed. São Paulo: Edições Loyola, 2004. 226 p.
  32. Savvidou C. ‘Thanks for sharing your story’: the role of the teacher in facilitating social presence in online discus- sion // Technology, Pedagogy and Education. 2013. Vol. 22. P. 193—211.
  33. Senge P.M. Education for an Interdependent World. In: Second International Handbook of Educational Change. Vol. 23 / A. Hargreaves, A. Lieberman, M. Fullan, D. Hopkins, Eds. London; New York: Springer, 2009. P. 131—151.
  34. Shukor N., Tasir Z., van der Meijden H., and Harun J. Exploring Students’ Knowledge Construction Strategies in Computer-Supported Collaborative Learning Discussions Us- ing Sequential Analysis // Educational Technology & Society. 2014. Vol. 17. P. 216—228.
  35. Unesco. Teaching and learning: achieving quality for all. UNESCO, 2013. 481 p.
  36. van Dijk J. The network society, 2 ed. London: SAGE Publications, 2006. 336 p.
  37. van Oers B. Developmental Education: Reflections on a CHAT-Research Program in the Netherlands // Learning, Culture and Social Interaction. 2012. Vol. 1. P. 57—65.
  38. Vygotsky L.S. The Collected Works of L.S. Vygotsky: Problems of General Psychology. New York; London: Plenum Press, 1999. 396 p.
  39. Vygotsky L.S. Thought and Language. Cambridge: MIT Press, 2012. 307 p.
  40. Wang Q. and Lu Z. A Case Study of Using an Online Community of Practice for Teachers’ Professional Develop- ment at a Secondary School in China // Learning, Media and Technology. 2012. Vol 37. P. 429—446.

Информация об авторах

да Куньо Фернандо Резенде, аспирант, Амстердамский Свободный Университет, e-mail: f.rezendedacunhajunior@vu.nl

ван Урс Берт, профессор культурно-исторической теории образования, Амстердамский Свободный Университет, e-mail: bert.van.oers@vu.nl

Контоподис Михалис, PhD, профессор, Университет Лидса, Великобритания, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3948-2265, e-mail: M.Kontopodis@leeds.ac.uk

Метрики

Просмотров

Всего: 2947
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1541
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2