Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации

3790

Аннотация

В этой статье я пытаюсь показать возможные пути анализа теоретического содержания понятия «переживание» путем прояснения места и роли этого понятия в культурно-исторической теории и его взаимосвязей с другими понятиями, принципами и законами этой теории. С этой точки зрения, представляется важным имеющееся в текстах Выготского различение переживания как психологического феномена/процесса, который можно эмпирически наблюдать и исследовать (П1) и понятия «переживание» как теоретического инструмента анализа процесса развития (П2). Такое различение может стать важным шагом на пути к углублению понимания теоретического содержания понятия «переживание» в культурно-исторической теории Выготского. В теоретическом содержании понятии «переживание» нет никакой феноменологии о том, как конкретный ребенок осознает, понимает и эмоционально относится к той или иной конкретной ситуации, частью которой он является. Содержание теоретического понятия — не эмпирическое, а теоретическое и определяется местом этого по- нятия в системе других понятий внутри теории и взаимоотношениями с ними. Уточняющие вопросы и методологические медитации, представленные в этой статье построены в соответствии со словами самого Выготского, определявшего переживание как понятие, позволяющее в анализе законов развития изучать роль и влияние среды на психологическое развитие ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: переживание, культурно-историческая психология, социальная ситуация развития, единица анализа, драма

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120308

Для цитаты: Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 129–148. DOI: 10.17759/chp.2016120308

Фрагмент статьи

В лекции «Проблема среды в педологии» (1933) Выготский определяет переживание уже несколько иначе, а именно как то, «…каким образом ребенок осознает, осмысливает, как он аффективно относится к известному событию» [8, c. 74]. Здесь речь уже не идет об общем названии для всех психических процессов, переживание определяется как интегральное единство, как комплекс психических процессов, включающий эмоциональные, когнитивные и даже волевые компоненты. В этом смысле, переживание не может сводиться лишь к эмоциональному отношению к социальной среде.

Литература

  1. Варшава Б, Выготский Л. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. 207c.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 486 c.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 487 c.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 c.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 396 c.
  7. Выготский Л.С. Конкретная психология  человека // Вестник Московского университета. 1986. № 1. С. 52—66.
  8. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001. 303 c.
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. М: Директ- Медиа, 2014. 578 с.
  10. Antoniadou V. Virtual collaboration, ‘perezhivanie’ and teacher learning: a socio-cultural-historical perspective // Bel- laterra Journal of teaching & learning language & literature. 2011. Vol. 4 (3). P. 53—70.
  11. Brennan M. Perezhivanie: What Have We Missed about Infant Care? // Contemporary Issues in Early Child- hood. 2014. Vol. 15. P. 284—292.
  12. Chen F. Parents’ perezhivanie supports children’s de- velopment of emotion regulation: a holistic view // Early child development and care. 2015. Vol. 185(6). P. 851—867.
  13. Daniels H. Vygotsky and research. New York: Rout- ledge, 2008. 216 p.
  14. Fleer M. Theorising Play in the Early Years. Melbourne: Cambridge University Press, 2013. 256p.
  15. Fleer M., Hammer M. ‘Perezhivanie’ in group settings: A cultural-historical reading of emotion regulation // Austral- asian Journal of Early Childhood. 2013. Vol. 38 (3). P. 127— 134.
  16. Mahn H., John-Steiner V. The gift of confidence: A Vy- gotskian view of emotions // Learning for Life in the 21st Century: Sociocultural Perspectives on the Future of Educa- tion / G. Wells & G. Claxton (eds.). Oxford: Blackwell, 2002. P. 46—58.
  17. Rieber R., Wollock J. Notes to the English Edition. On Vygotsky’s creative development // The Collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 3. Problems of the theory and history of psychology. New York: Plenum, 1997. P. 371—390.
  18. Smagorinsky P. Vygotsky’s stage theory: the psychol- ogy of art and the actor under the direction of perezhivanie // Mind, Culture, and Activity. 2011. Vol 18. Р. 319—341.
  19. Veresov N. Duality of categories or dialectical concepts? // Integrative psychological and social science. 2016. Vol. 50 (2). P. 244—256.
  20. Veresov N. Perezhivanie in focus: methodological chal- lenges and empirical implications. In Scientific school of Vy- gotsky: traditions and innovations // The materials of interna- tional symposium. 2016. M., P. 127—130.
  21. Veresov, N., Fleer, M. Perezhivanie as a theoretical con- cept for researching young children’s development // Mind, Culture and activity. 2016. (In press). doi:10.1080/10749039.2016.1186198
  22. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 5. New York: Plenum Press, 1998. 362 p.

Информация об авторах

Вересов Николай Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент факультета образования, Университет Монаш, Мельбурн, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8714-7467, e-mail: nveresov@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4417
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 3790
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 10