Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 76Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16141 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии 379

Завершнева Е.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета клинической психологии, Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Россия, zavr71@yandex.ru

Аннотация

Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 г. Обсуждается возможность переосмысления классического психоанализа в контексте идей последнего периода научной биографии Выготского (1932—1934), а именно идеи сознания как динамической смысловой системы, представления о смысловом поле, о связи нормального и аномального развития и о свободе как основной характеристике человеческого бытия. Утверждается, что Выготский не стремился к элиминации конкурирующих теорий (в частности, психоанализа), но поддерживал диалог с ними и способствовал прояснению их оснований.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Несмотря  на  высокую  значимость  темы  отношений   между   психоанализом   и   культурно-исторической психологией, ее исследования весьма немногочисленны. Причиной этого является, с одной стороны, объективная трудность методологической работы по соотнесению двух концепций, основания которых не до конца прояснены и уходят за пределы психологии  в  философию. 

Литература
  1. Биренбаум Г.В., Зейгарник Б.В. К динамическому анализу расстройств мышления // Советская невропа- тология, психиатрия и гигиена. 1935. Т. 1. № 6. С. 75— 98.
  2. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126. doi:10.17759/chp.2015110113
  3. Волошинов В.Н. По ту сторону социального: О фрей- дизме // Звезда. 1925. № 5. С. 186—214.
  4. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. М.; Л: ГИЗ, 1927. 164 c.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом раз- витии ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56—79.
  6. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. С. 1020— 1038.
  7. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофре- нии // Советская невропатология, психиатрия и психоги- гиена. 1932. Т. 1. № 8. С. 352—364.
  8. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Из- дательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
  9. Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознатель- ное // Элементы общей психологии. Вып. 4. / Под. ред. К.Н. Корнилова. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1930. С. 48—61.
  10. Выготский Л.С. Проблема умственной отстало- сти // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 426—450.
  11. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. / Под. ред. В.В. Иванова. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Во- просы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 c.
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей  психологии.  М.:  Педагогика,  1982. 504 c.
  14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 c.
  15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Дет- ская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 c.
  16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Ос- новы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 366 с.
  17. Выготский Л.С. Сон и сновидения // Элементы об- щей психологии / Под ред. К.Н. Корнилова. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1930. С. 62—75.
  18. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие // Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Со- временные проблемы, 1925. С. 3—16.
  19. Гонзалес А. Автореферат книги «Фрейд в Выгот- ском. Бессознательное и язык» // Культурно-историче- ская психология. 2007. № 1. С. 114—120.
  20. Завершнева  Е.Ю.  Две  линии  развития  категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психоло- гии. 2015. № 3. С. 116—132.
  21. Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, на- учные дневники Л.С. Выготского: результаты исследова- ния семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 120—136.
  22. Завершнева Е.Ю. «Ключ к психологии человека»: комментарии  к  блокноту  Л.С.  Выготского  из  больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 123—141.
  23. Завершнева Е.Ю. Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготско- го // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119—135.
  24. Завершнева Е.Ю. Проблема свободы как отличи- тельной характеристики человека в работах Л.С. Выгот- ского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89—105.
  25. Лакатос И. Фальсификация и методология научно- исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
  26. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистиче- ской психологии // Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. Л.: ГИЗ, 1925. С. 47—80.
  27. Самухин Н.В., Биренбаум Г.В., Выготский Л.С. К во- просу о структуре деменции при болезни Пика // Совет- ская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. 3. № 6. C. 97—136.
  28. Улыбина Е.В. Знаковое опосредование в культурно- исторической теории и психоанализе. Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 64—72.
  29. Фрейд З. Бессознательное // Основные психологи- ческие теории в психоанализе. Очерк истории психоанали- за: Сборник. СПб.: Алетейя, 1998. С. 151—193.
  30. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: На- ука, 1991. 456 c.
  31. Freud S. Neue folge der vorlesungen zur einführung in die psychoanalyse. Wien: Internationaler Psychoanalitischer Verlag, 1933. 254 p.
  32. Kozulin A. The concept of regression and vygotskian developmental theory // Developmental review. 1990. № 10. P. 218—238.
  33. Pešić J., Baucal A. Vygotsky and psychoanalysis: To- ward dialogue // Journal of Russian and East European Psy- chology. 1996. № 34(1). P. 33—39.
  34. Van der Veer R. Tatyana on the couch: the vicissitudes of psychoanalysis in Russia // Cultural psychology and psy- choanalysis: pathway to synthesis / S. Salvatore, T. Zittoun (Eds.). Charlotte, N.C.:  Information  Age  Publishing,  2011. P. 49—55.
  35. Wertsch J.V. A meeting of paradigms: Vygotsky and psy- choanalysis // Contemporary Psychoanalysis. 1990. № 26(1). P. 53—73.
  36. Wilson A., Weinstein L. An investigation into some im- plications of a Vygotskian perspective on the origins of the mind: psychoanalysis and Vygotskian psychology, Part I // Journal  of  the  American  Psychoanalytic  Association.  1992. № 40. P. 357—387.
  37. Wilson A. Weinstein L. Language and the psychoana- lytic process: Psychoanalysis and Vygotskian psychology, Part II // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1992. № 40. P. 725—760.
  38. Wilson A., Weinstein L. Language, thought, and inte- riorization: A Vygotskian and psychoanalytic perspective // Contemporary Psychoanalysis. 1990. № 26(1). P. 24—41.
  39. Wilson A., Weinstein L. The transference and the zone of proximal development // Journal of the American Psychoana- lytic Association. 1996. № 44(1). P. 167—199.
  40. Zavershneva E. The problem of consciousness in Vy- gotsky’s cultural-historical  psychology  //  The  Cambridge handbook  of  cultural-historical  psychology  /  A.  Yasnitsky,
  41. van der Veer, M. Ferrari (Eds.). Cambridge, UK: Cam- bridge University Press, 2014. P. 63—100.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика