Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

«Зона ближайшего развития» и «zone of proximaldevelopment»: есть ли разница? 129

Вересов Н.Н., кандидат психологических наук, доцент факультета образования, Университет Монаш, Мельбурн, Австралия, nveresov@hotmail.com

Аннотация

Рассматриваются некоторые проблемы понимания содержания теоретического понятия «зона ближайшего развития» в англоязычной литературе, связанные с недоступностью источников и неточностями в переводах. Показано, что в результате таких неточностей, понятие «zone of proximal development» оказывается отличным по теоретическому содержанию от понятия «зона ближайшего развития». Упрощение и фрагментация основных теоретических идей приводят к серьезным последствиям, которые создают трудности как в поисках общего понимания и дальнейшего развития культурно-исторической теории, так и в практическом применении метода зоны ближайшего развития в образовательных практиках.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Я благодарю исследовательскую группу факультета образования университета Монаш (Child and Community Development Faculty Research group) за поддержку и плодотворное обсуждение этой работы. Благодарю профессора М. Дафермакиса за ценные замечания. Особая благодарность — неизвестному добровольцу, собравшему и подарившему мне более 200 статей о ZPD, опубликованных в 2010—2016 гг.

Литература
  1. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм / Под ред. К. Корнилова. М.—Л.: Госиздат. С. 158—198.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.—Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 487 c.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 c.
  6. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—04.
  7. Blake B., Pope T. Developmental psychology: Incorporating Piaget’s and Vygotsky’s theories in classrooms // Journal of Cross-Disciplinary Perspectives in Education. Vol. 1 (1). P. 59—67.
  8. Bodrova E., Leong D.J. Scaffolding emergent writing in the zone of proximal development // Literacy Teaching and Learning. Vol. 3(2). P.1—18.
  9. Brown A.L., Campione J.C. Guided discovery in a community of learners // Classroom Lessons: Integrating Cognitive Theory and Classroom Practice / K. McGilly (Ed.). Cambridge, MA: MIT Press/Bradford Books, 1994. P. 229— 270.
  10. Brown A.L., Campione J.C. Psychological theory and the design of innovative learning environments: On procedures, principles, and systems // Innovations in Learning: New Environments for Education / L. Schauble, R. Glaser (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996. P. 289—325.
  11. Chaiklin S. The zone of proximal development in Vygotsky’s analysis of learning and Instruction// Vygotsky’s Educational Theory and Practice in Cultural Context / A. Kozulin, B. Gindis, V. Ageyev, S. Miller (Eds.). Cambridge: Cambridge University, 2003. P. 40—63.
  12. Fania T., Ghaemib F. Implications of Vygotsky’s Zone of Proximal Development (ZPD) in teacher education: ZPTD and self-scaffolding // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 29. P. 1549—1554.
  13. Hobsbaum A., Peters S., Sylva K. Scaffolding in reading recovery // Oxford Review of Education. Vol. 22(1). P.17—35.
  14. Lambert B., Clyde M. Re-thinking Early Childhood Theory and Practice. Australia: Social Science Press, 2000. 430 p.
  15. Lee C., Smagorinsky P. (Eds.). Vygotskian Perspectives on Literacy Research. Cambridge University Press, 2000. 486 p.
  16. Palinscar A.S. Keeping the metaphor of scaffolding fresh — A response to C. Addison Stone’s “The metaphor of scaffolding: Its utility for the field of learning disabilities” // Journal of Learning Disabilities. Vol. 31. P. 370—373.
  17. Smagorinsky P. Vygotsky and Literacy Research: A Methodological Framework. Rotterdam/Boston/Taipei: Sense Publishers, 2011. 420 p.
  18. Tudge J. Processes and consequences of peer collaboration: A Vygotskian analysis // Child Development. 1992. Vol. 63. P. 136—137.
  19. Valsiner J., van der Veer R. The encoding of distance: The concept of the zone of proximal development and its interpretations // Development and Meaning of Psychological Distance / R.R. Cocking, K.A. Renninger (Eds.). Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1993. P. 35—62.
  20. Veresov N. Forgotten methodology: Vygotsky’s case // Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? /A. Toomela, J. Valsiner (Eds.). IAP, United States, 2010. P. 267—295.
  21. Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes / M. Cole, V. John-Steiner, S. Scribner, E. Souberman (Eds.). Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1978. 159 p.
  22. Vygotsky L.S. The dynamics of the schoolchild’s mental development in relation to teaching and learning // Journal of Cognitive Education and Psychology. Vol. 10 (2). P. 198—211.
  23. Vygotsky L.S. The collected works. Vol. 1. N.Y.: Plenum Press, 1987. 287 p.
  24. Vygotsky L.S. Consciousness as a problem in the psychology of behavior // Soviet Psychology. Vol. 17 (4). P. 3—35.
  25. Vygotsky L.S. The Collected Works. Vol. 3. N.Y.: Plenum Press, 1997. 426 p.
  26. Vygotsky L.S. The Collected Works. Vol. 5. N.Y.: Plenum Press, 1998. 362 p.
  27. Wells G. Dialogic Inquiry: Towards a Sociocultural Practice and Theory of Education. Y.: Cambridge University Press, 1999. 389 p.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика