Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Учебная проба как проект и реальность в учебной деятельности подростков 172

Чудинова Е.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «ПИ РАО им. Л.В. Щукиной», Москва, Россия, chudinova_e@mail.ru

Аннотация

Проблема присвоения учеником средств и способов действия является одной из ключевых проблем психологии образования. Поставленная еще Л.С. Выготским, она далека от окончательного решения. В рамках теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова проведены многочисленные исследования формирования научных понятий в экспериментальном обучении школьников. На сегодняшний момент наиболее загадочной является точка перехода от «чужой» модели, способа, понятия к «своему», т. е. превращения средства, построенного в совместно-распределенной деятельности класса, в ресурс собственного действия ученика. В статье изложена развернутая гипотеза о специфике строения учебной деятельности подростка, включающей в себя не только решение учебных задач, но и выполнение учебных проб. В работе вводится понятие учебной пробы, рассматриваются организационно-педагогические условия ее проектирования, психологические особенности ее реализации, симптомы свершения пробы. Рассматриваются примеры учебных проб в обучении-учении школьников 6—7-го классов.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аверков А.С., С.В., А.А. Открытое дополнительное образование. Бегство от школы или вызов развития // URL: http://opencu.ru/page/odobegscholl (дата обращения: 12.02.2014)
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 111—114.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. 220 с.
  6. Давыдов В.В., Репкин В.В. Дети растут. А вы? Как организовать развивающее обучение в 5—9 классах средней школы. [Электронный ресурс] Вестник. 1997. № 2 // URL: http://experiment.lv/rus/biblio/vestnik_2/v2_nau4lab_ davidov_repkin.htm (дата обращения: 11.06.2016)
  7. Зайцева В.Е., Чудинова Е.В. и др. Руководство по биологии. Модуль 2 Часть 1 «Животные». 3-е изд. М.: Авторский клуб. 2015. 112 с.
  8. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Сборник выступлений / Под ред. Б.А. Зельцермана. Рига — Москва: Эксперимент, 1999. С. 18—30.
  9. Нежнов П.Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. 2007. № 1. С. 133—146.
  10. Нежнов П.Г. Тесты SAM (Student Achievements Monitoring): основания, устройство, применение. М.: Авторский клуб, 2015. 40 с.
  11. Новлянская З.Н. Учение и творчество. М. — Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 112 с.
  12. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
  13. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. М.: Вита-пресс, 2006. 48 с.
  14. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М: ОИРО, 2010. 432 с.
  15. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
  16. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина — Давыдова // Вопросы образования. 2004. № 3. С.118—142.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика