Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание

875

Аннотация

Данная статья посвящена описанию и интерпретации результатов исследования контрфактуальных задач носителями современной индустриальной культуры. Исходной точкой для него стали аналогичные эксперименты А.Р. Лурии в процессе его экспедиции в Среднюю Азию. Исходная гипотеза исследования состояла в том, что носители современной индустриальной культуры решают контрфактуальные задачи медленнее и с большим числом ошибок, чем аналогичные им задачи, не противоречащие реальности. Эксперименты подтвердили данную гипотезу, а также дали новую информацию для ее расширения и углубления. Так, при сопоставлении результатов участников эксперимента с математическим и с гуманитарным образованием было выявлено отсутствие значимых различий во времени задержки между решением контрфактуальной задачи и ее «реалистического» аналога для данных групп. В качестве интерпретации полученных результатов предложена двухстадийная модель решения контрфактуальных задач: на первой стадии, где доминирует ситуативное познание, осуществляется перевод реальной ситуации в систему не имеющих непосредственной связи с этой ситуацией символов; на второй стадии совершаются операции в рамках данной системы символов.

Общая информация

Ключевые слова: контрфактуальные задачи, ситуативное познание, двухстадийная модель

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130205

Для цитаты: Глебкин В.В., Ковтуненко А.Е., Крысова Е.А. Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 2. С. 41–49. DOI: 10.17759/chp.2017130205

Литература

  1. Глебкин В.В. Тетрарная модель когнитивного развития и культурно-историческая типология // Этнографическое обозрение. № 3, 2016. С. 128—145.
  2. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Издательство Московского университета, 1974. 172 с.
  3. Романов В.Н. Культурно-историческая антропология. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 361 с.
  4. Фрумкина Р.М. Интерпретация смыслов: признаки и целостности // Семантика и категоризация. М.: Наука, 1991. С. 128—143.
  5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 320 с.
  6. Clancey W. Situated cognition: on human knowledge and computer representations. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 1997. 406 р.
  7. Cole M., Gay J., Glick J., Sharp D. The Cultural Context of Learning and Thinking. : Methuen, 1971. 304 p.
  8. Cole M., Packer M. Culture and Cognition // Cross-cultural psychology: contemporary themes and perspectives. K.D. Keith (ed.). Chichester, West Sussex, U.K.; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2011. 133—159.
  9. de Vega M. Levels of embodied meaning: From pointing to counterfactuals // Symbols and embodiment: debates on meaning and cognition. Oxford; New York: Oxford University Press, 2008. P. 285—308.
  10. de Vega M., Uritta M. Counterfactual sentences activate embodied meaning: An action—sentence compatibility effect study // Journal of Cognitive Psychology. Vol. 23 (8). P. 962—973.
  11. de Vega M., Uritta M., Riffio B. Canceling updating in the comprehension of counterfactuals embedded in narratives // Memory and Cognition. Vol. 35. P. 1410—1421.
  12. Glebkin V. The Problem of Cultural-Historical Typology From the Four-Level-Cognitive-Development Theory Perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 46 (8). P. 1010—1022.
  13. Glebkin V. A cognitive view on cultural-historical typology // Proceedings of the EuroAsianPacific Joint Conference on Cognitive Science. G. Airenti, B. G. Bara, G. Sandini (Eds.). Torino, Italy, September 25—27, 2015. 738—743.
  14. Hiddleston E. A causal theory of counterfactuals. 2005. Vol. 39, P. 632—657.
  15. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. Y.: Basic Books, 2002. 320 P.
  16. Ferguson H., Sanford A. Anomalies in real and counterfactual worlds: An eye-movement investigation // Journal of Memory and Language. Vol. 58, P. 609—626.
  17. Kirshner D., Whitson J.A. (eds.) Situated cognition: social, semiotic, and psychological perspectives. Mahwah: L. Erlbaum, 1997. 323 р.
  18. Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1987. 614 р.
  19. Pearl J. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. 384 р.
  20. Rips L., Edwards B. Inference and Explanation in Counterfactual Reasoning. Cognitive Science. 2013. Vol. 37. P. 1107—1135.
  21. Robbins Ph., Aydede M. (eds.) The Cambridge handbook of situated cognition. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2009. 520 р.
  22. Roese N. Counterfactual thinking // Psychological Bulletin. Vol. 121. P. 133—148.
  23. Roese, N.; Olson, J. Counterfactual thinking: A critical overview // What might have been: The social psychology of counterfactual thinking. Mahwah: Erlbaum, 1995. Р. 1—55.
  24. Rosch E. Principles of Categorization // Cognition and categorization.Hillsdale, N.J.: L. Erlbaum Associates; N.Y.: Halsted Press, 1978. 27—48.
  25. Watson A., Winbourne P. (eds.). New directions for situated cognition in mathematics education. Y.: Springer, 2007. 360 р.
  26. Zacks J. Your Brain on Movies. Oxford, New York: Oxford University Press, 2015. 342 p.

Информация об авторах

Глебкин Владимир Владиславович, кандидат философских наук, Доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Института общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», заведующий отделением теории и истории мировой культуры, гимназия 1514, Москва, Россия, e-mail: gleb1514@gmail.com

Ковтуненко Александр Евгеньевич, студент, Московский государственный институт международных отношений, Москва, Россия, e-mail: sanyka390@yandex.ru

Крысова Екатерина Андреевна, ученица, гимназия 1514, Москва, Россия, e-mail: katerina_a_a@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1904
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 875
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2