Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач 121

Гордеева Т.О., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, tamgordeeva@gmail.com
Сычев О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина», Бийск, Россия, osn1@mail.ru
Осин Е.Н., кандидат психологических наук, Доцент департамента психологии, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, evgeny.n.osin@gmail.com

Аннотация

Люди существенным образом отличаются по тому, как они обычно объясняют себе причины происходящих с ними жизненных событий — как позитивных, так и негативных. Психологические исследования показывают, что дети, склонные мыслить оптимистично обладают рядом преимуществ перед своими сверстниками, мыслящими пессимистично, демонстрируя меньшую склонность к депрессии, к агрессивному поведению и более позитивные отношения со сверстниками. В статье представлены результаты разработки детского опросника оптимистического атрибутивного стиля (ОАС-Д). Методика представляет собой основанный на теории выученной беспомощности и оптимистического атрибутивного стиля М. Селигмана, Л. Абрамсон и Дж. Тисдейла компактный инструмент оценки оптимизма как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситуаций у детей и младших подростков (9—14 лет). Результаты конфирматорного факторного анализа показывают, что методика характеризуется двухфакторной структурой и демонстрирует приемлемые показатели надежности. Валидность опросника хорошо подтверждается наличием ожидаемых взаимосвязей стиля объяснения с показателями психологического благополучия, диспозиционного оптимизма, позитивного отношения к жизни и отдельным ее составляющим, депрессии, а также академической успеваемости. Результаты методики не подвержены влиянию фактора социальной желательности. Предложенная методика может быть рекомендована к использованию исследователями и школьными психологами для оценки оптимистического атрибутивного стиля как одного из важнейших факторов психологического благополучия школьников, а также для оценки эффективности когнитивно-ориентированных тренингов для подростков.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Оптимизм как предиктор успешности деятельности и психологического благополучия: структура и диагностика» № 16-36-00037.

Литература
  1. Батурин Н.А., Циринг Д.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. Т. 2. C. 105—116.
  2. Гордеева Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2011. C. 131—177.
  3. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопросы психологии. 2010. № 1. C. 24—33.
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
  5. Зелигман М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997. 432 с.
  6. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН Лтд, 1994. 288 с.
  7. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 235 с.
  8. Паршина М.Н. Отношение к себе и своему будущему у подростков с разным типом привязанности к матери. Дипломная работа / Под научным руководством Г.В. Бурменской. Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
  9. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. СПб: Питер, 2004. 202 с.
  10. Селигман М.Э.П. Ребенок-оптимист: проверенная программа формирования характера. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 334 с.
  11. Сычев О.А., Гордеева Т.О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3. C. 141—157.
  12. Abramson L.Y., Seligman M.E., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. Vol. 87(1). P. 49—74. doi: 10.1037/0021-843X.87.1.49.
  13. Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. Social indicators of well-being. New York: Plenum Press, 1976. 455 p.
  14. Attributional style and depressive symptoms among children / E. Seligman, N.J. Kaslow, L.B. Alloy, C. Peterson, R.L. Tanenbaum, L.Y. Abramson // Journal of abnormal psychology. 1984. Vol. 93(2). P. 235—238. doi: 10.1037/0021- 843X.93.2.235.
  15. Cheng H., Furnham A. Attributional Style and Personality as Predictors of Happiness and Mental Health // Journal of Happiness Studies. Vol. 2(3). P. 307—327. doi: 10.1023/A:1011824616061.
  16. Children’s Attributional Style Questionnaire—Revised: Psychometric examination / Thompson, N.J. Kaslow, B. Weiss, S. Nolen-Hoeksema // Psychological Assessment. 1998. Vol. 10(2). P. 166—170. doi: 10.1037/1040-3590.10.2.166.
  17. Factor structure of the Children’s Attributional Style Questionnaire—Revised / P. Lewis, D.A. Waschbusch, D.P. Sellers, M. Leblanc, M.L. Kelley // Canadian Journal of Behavioural Science/ Revue canadienne des sciences du comportement. 2014. Vol. 46(2). P. 125—133. doi: 10.1037/a0035646.
  18. Fibel B., Hale W.D. The Generalized Expectancy for Success Scale: A new measure // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1978. Vol. 46(5). P. 924—931. doi: 10.1037/0022-006X.46.5.924.
  19. Gadermann A.M., Guhn M., Zumbo B.D. Estimating ordinal reliability for Likert-type and ordinal item response data: A conceptual, empirical, and practical guide // Practical Assessment, Research & Evaluation. 2012. Vol. 17(3). P. 1—13.
  20. Gladstone T.R.G., Kaslow N.J. Depression and attributions in children and adolescents: A meta-analytic review // Journal of Abnormal Child Psychology. Vol. 23(5). P. 597—606. doi: 10.1007/BF01447664.
  21. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment. Vol. 6(2). P. 149—158. doi: 10.1037/1040-3590.6.2.149.
  22. Kovacs M. Children’s depression inventory: Manual. North Tonawanda, NY: Multi-Health Systems, 1992.
  23. Lau J.Y.F., Rijsdijk F., Eley T.C. I think, therefore I am: a twin study of attributional style in adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 47(7). P. 696—703. doi: 10.1111/j.1469-7610.2005.01532.x.
  24. Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Learned helplessness in children: A longitudinal study of depression, achievement, and explanatory style // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 51(2). P. 435—442. doi: 10.1037/0022-3514.51.2.435.
  25. Rigby B.T., Huebner E.S. Do causal attributions mediate the relationship between personality characteristics and life satisfaction in adolescence? // Psychology in the Schools. Vol. 42(1). P. 91—99. doi: 10.1002/pits.20026.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика