Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития

1120

Аннотация

В статье обосновывается значимость субъектности профессионального самоопределения как осознанного, самостоятельного, активного, ответственного профессионального выбора, которая актуализируется в современных условиях развития общества. В качестве интегрального показателя субъектности профессионального самоопределения обозначается психологическая готовность к его осуществлению, включающая когнитивный, деятельностный, мотивационный, личностный компоненты. Приводятся данные исследования специфики психологической готовности к профессиональному самоопределению у подростков с особыми социальными ситуациями развития. Были обследовано 211 подростков, в том числе — подростки-сироты, подростки с девиантным поведением, подростки с признаками одаренности. Использовался комплекс методик, включающий пять стандартизированных методик и авторский опросник. На основании полученных результатов делается вывод о том, что для всех исследованных групп подростков характерна недостаточная готовность к профессиональному самоопределению: для подростков-сирот и подростков с девиантным поведением – по всем четырем компонентам готовности; для одаренных подростков – по деятельностному и личностному компонентам. Использование результатов исследования позволит разработать дифференцированные, личностно-ориентированные технологии активизации субъектности профессионального самоопределения у подростков с особыми социальными ситуациями развития. Перспективы дальнейшей работы автор связывает с изучением позитивных характеристик психологической готовности подростков с особыми социальными ситуациями развития к профессиональному самоопределению, которые могут служить компенсирующим и развивающим потенциалом субъектности профессионального самоопределения в условиях специфических социальных контекстов и ограниченности субъектных ресурсов профессионального самоопределения.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, особая социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение, субъектность, психологическая готовность к профессиональному самоопределению

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130407

Для цитаты: Арон И.С. Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 64–72. DOI: 10.17759/chp.2017130407

Фрагмент статьи

Во многом негативные влияния социально-экономических и политических изменений современного общества, усугубляющие кризисные явления подросткового возраста, актуализируют необходимость активизации внутренних психологических ресурсов подростков, позволяющих занять субъектную позицию в отношении внешних средовых воздействий при принятии жизненно важных решений. К числу таких решений, принимаемых в подростковом возрасте, относятся, в первую очередь, решения, связанные с профессиональным самоопределением и профессиональной самореализацией.

Литература

  1. Айгунова Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростков группы риска и их статуса в классе: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2010. 296 с.
  2. Арон И.С. Психология готовности к профессиональному самоопределению: подходы и результаты исследований: монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. 284 с.
  3. Арон И.С. Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 53—58.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352с.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб: Лань, 2003. 654с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  7. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Становление личности и профессиональное самоопределение подростков из детских домов // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 273—297.
  8. Дроздецкая И.А. Формирование толерантности у младших подростков группы риска во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе: дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2013. 219 с.
  9. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2002. 379с.
  10. Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83—91.
  11. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3. С. 97—106.
  12. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Место и функции социальной поддержки в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120—134. doi:10.17759/chp.2015110311
  13. Николаева И.А. Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности (На примере подросткового возраста): дисс. ... канд. психол. наук. Курган, 2004. 172 c.
  14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592с.
  15. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2016120301
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 400с.
  17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001. 417 с.
  18. Karabanova O.A. Social Situation of Child’s Development — the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. Р.130—153.

Информация об авторах

Арон Ирина Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры истории и психологии факультета социальных технологий, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, e-mail: Irinast62@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2166
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1120
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8