Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7452Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор 404

Цукерман Г.А., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологического института РАО, Москва, Россия, galina.zuckerman@gmail.com
Обухова О.Л., научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, a.prokhorov@inbox.ru
Рябинина Л.А., заместитель директора по аналитической и методической работе, краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования», Красноярск, Россия, ryabinina@coko24.ru
Шибанова Н.А., учитель, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91», Москва, Россия, talisha_88@bk.ru

Аннотация

Каковы условия пересечения и взаимообогащения двух раздельных линий развития понятийного мышления — линии житейских и научных понятий? Мы предположили, что для этого необходимы как минимум два условия. Первое хорошо известно: это моделирование существенных свойств изучаемого предмета, что обеспечивает материализованное действие ребенка с теоретическим содержанием. Второе условие — мотивационно-смысловая опора для построения учебных моделей. О том, что это условие не выполняется, свидетельствует отсутствие детской инициативы в создании и использовании учебных моделей на ранних этапах введения научных понятий. Мы предположили, что недостающей опорой для введения исходных понятий систематических школьных курсов могут стать понятийные персонажи учебных игр. С помощью формирующего эксперимента в первых классах была проверена гипотеза о том, что использование персонажей, которые, с одной стороны, действуют по логике понятия, а с другой стороны, живут в сказочно-игровых обстоятельствах, насыщает учебную работу детей (в частности, работу с учебными моделями) эмоциями, фантазией и инициативой. Диагностика показала, что введение исходных понятий с помощью понятийно-игровых персонажей существенно влияет на качество формируемых понятий, в частности — на уровень их предметной отнесенности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Школа открывает новую линию в развитии понятийного мышления ребенка: через ворота научных понятий в сфере детской мысли появляется новая структура обобщения, которая «переносится затем как всякая структура, как известный принцип деятельности без всякой выучки на все остальные области мысли и понятий». Загадочному выражению «без всякой выучки» посвящена наша статья. За этими простыми словами скрывается тайна развития, происходящего в форме обучения, но не совпадающего с ним.

Литература
  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  2. Божович Л.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 282—290.
  3. Бугрименко Е.А., Микулина Г.Г., Савельева О.В., Цукерман Г.А. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. М.: ВНИК «Школа», 1989. 88 с.
  4. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 410— 430.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд. «Ин-т практической психологии», 1998. 480 с.
  7. Гист Х. Поддержка присвоения знаний и Conceptual Change в обучении. Стратегия обучения при восхождении от абстрактного к конкретному // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 99—109.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  9. Давыдов В.В., Елизарова Н.В., Цукерман Г.А. Комментарии // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 450—469.
  10. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. М.: Вентана-Граф, 2013. 432 с.
  11. Либерман А.А. Сравнительный анализ средств формирования предметности понятий у младших школьников: дисс. … канд. психол. наук. М., 1999. 168 с.
  12. Малеев A.Л. Психологическая диагностика качества знаний учащихся: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1991. 22 с.
  13. Микулина Г.Г., Савельева О.В. К психологической оценке качества знаний у младшего школьника // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 47—50.
  14. Репкин В.В., Левин В.А., Восторгова Е.В. Букварь. М.: Вита-Пресс, 2016. 112 с.
  15. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 61—69.
  16. Савельева О.В. Психологические критерии качества знаний младших школьников (на математическом материале): дисс. … канд. психол. наук. М. 1989. 21 с.
  17. Семенова М.А. Критерии сформированности понятия величины у младших школьников // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 67—74.
  18. Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 4—13.
  19. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знания / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. С. 13—53.
  20. Эльконин Д.Б. Букварь. М.: Просвещение. 1994. 256 с.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика