Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7526Ключевые слова 18084 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Обучение грамотности в особом социальном и культурном контексте: создание новых социальных практик детьми и их матерями 126

Мендес Х.М., соискатель, Школе штата Сан-Луис-Потоси, Сан-Луис-Потоси, Мексика, juanitamendezg@hotmail.com

Аннотация

Настоящее качественное исследование посвящено практикам обучения грамотности детей и матерей, существующим в социальном и культурном контексте штата Сан-Луис-Потоси в Мексике. Автор рассматривает результаты полевого исследования с точки зрения культурно-исторического подхода. Показано, что участие матерей в занятиях по обучению грамотности вместе с первоклассниками способствовало развитию самостоятельности и уверенности в своих с силах у участников образовательного процесса и дало начало — через симметричные взаимодействия между детьми, матерями и учителями — новым социальным практикам. Одним из важных итогов было принятие окружающими возможности участия матерей в обучении грамотности. Также немаловажными явились межкультурные взаимодействия, возникшие между участниками в процессе освоения письма, чтения и устной речи, способствовавшие осмыслению социального и культурного контекста действительности и его проигрыванию. Наконец, еще одним значимым итогом стало создание новых социальных практик как в рамках учебного класса, так и в более широком социальном и культурном контексте.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Bertely M. Conociendo nuestras escuelas. Un acercamiento etnográfico a la cultura escolar. México: Paidós, 2000. 131 p.
  2. Comisión Económica para América Latina y el Caribe. Panorama social de América Latina. Santiago de Chile: CREPAL, 2000. 312 p.
  3. Chartier R. On the Edge of the Cliff: History, Language, and Practices. Baltimore-Londres: The Johns Hopkins University Press, 1997. 191 p.
  4. Fierro C., Fortoul B. Propuesta metodológica de intervención docente para el aprendizaje y la convivencia en contextos vulnerables. Orientaciones para el trabajo de campo. Documento de trabajo. México, 2014. 17 p.
  5. Freire P. Pedagogía del oprimido. Buenos Aires: Siglo XXI Editores, 1970. 171 p.
  6. Freire P. Cartas a quien pretende enseñar. 9ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 141 p.
  7. Freire P. La importancia de leer y el proceso de liberación. 16ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 176 p.
  8. Instituto Nacional de Estadística y Geografía. 2010 [Electronic document]. http://www.inegi.org.mx
  9. Kalman J. Saber lo que es la letra. Una experiencia de lectoescritura con mujeres de Mixquic. México: Siglo XXI Editores, 2004. 190 p.
  10. Kalman J. Discusiones conceptuales en el campo de la cultura escrita // Revista iberoamericana de educación. 2008. Vol. 46. P. 107—134.
  11. Kozulin A. Instrumentos psicológicos. La educación desde una perspectiva sociocultural. Barcelona: Paidós, 2000. 205 p.
  12. Lerner D. Leer y escribir en la escuela. Lo real, lo posible y lo necesario. México: SEP, 2004. 193 p.
  13. López-Bonilla G. & Pérez C. Lenguaje y educación. Temas de investigación educativa en México. México: Fundación SM, 2013. 318 p.
  14. Meek M. En torno a la cultura escrita. México: FCE, 2004. 347 p.
  15. Plinio A., Márquez G. El olor de la guayaba. Conversaciones con Gabriel García Márquez. México: Diana, 2010. 168 p.
  16. Schmelkes S. Educación intercultural. Reflexiones a la luz de experiencias recientes // Revista Sinéctica. 2003. Vol. 23, 26—34.
  17. Rubvstov V.V. Scientific school of L.S. Vygotsky: traditions and innovations symposium (27—28 June 2016). M.: Moscow State University of Psycjology & Education, 2016. 342 p.
  18. Street B.V. Literacy in Theory and Practice. Cambridge, Nueva York, Nueva Rochelle, Melbourne y Sydney. (Cambridge Studies in Oral and Literate Culture Series, 9), Cambridge University Press, 1984. 243 p.
  19. Street B.V. Understanding and defining literacy. Paper commissioned for the EFA Global Monitoring Report 2006, Literacy for Life. UNESCO, 2005. 25 p.
  20. UNESCO (2014). Alfabetización para el desarrollo sostenible y el empoderamiento de las mujeres. Hamburgo: UNESCO. 39 p.
  21. Veresov N. Introducing cultural historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology // Cultural-Historical Psychology. 2010. Vol. 4. P. 83—90.
  22. Vygotsky L.S. El desarrollo de los procesos psicológicos superiores. (Trad. Español, Silvia Furió). Barcelona: Editorial Crítica, 1979. 226 p.
  23. Vygotsky L.S. Thought and Language. (Translation. Alex Kozulin). London: The MIT Press, 1986. 307 p.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика