Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия 72

Токарская Л.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, l.v.tokarskaia@urfu.ru
Лаврова М.А., ассистент, кафедры клинической психологи и психофизиологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия, ml2002@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена обзору шкал оценки раннего детско-родительского взаимодействия, которое может стать предиктором развития поведенческих, когнитивных и моторных навыков у ребенка. Описываются наиболее часто использующиеся в научных исследованиях опросники поведения и отношения родителей. Шкалы для экспертной оценки результатов наблюдения за поведением родителя и ребенка представлены по схеме: набор характеристик исследуемого поведения; особенности организации самой процедуры взаимодействия, а также оценки ее результатов. В работе анализируются сложности использования шкал: отсутствие нормативов для российской выборки испытуемых; сложность обеспечения объективности результатов работы экспертов; необходимость учета ситуаций социально-желательного поведения родителей; значительные временные и финансовые затраты на подготовку и проведение исследования, фиксацию и анализ результатов. В целом, шкалы оценки детско-родительского взаимодействия являются важным и достаточно информативным инструментом, позволяющим оценить взаимодействие в различных ракурсах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Детско-родительское взаимодействие рассматривается как фактор риска или предупреждения развития осложнений при ряде патологий, способных впоследствии повлиять на формирование сенсомоторных и когнитивных функций, основы которых закладываются в период младенчества. Крайне значимой становится оценка особенностей детско-родительского взаимодействия, выбор способов проведения такой оценки, стандартизация подобных процедур.

Литература
  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.
  2. Аринцина И.А. Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 24 с.
  3. Верещагина Н.В., Николаева Е.И. Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 151—151.
  4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
  5. Глозман Ж.М., Винникова Л.М. Детско-родительское отношение как фактор личностного и социального благополучия ребенка // Психолог в детском саду. 2012. №2. С. 52—57.
  6. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2002. 128 с.
  7. Интегральная индивидуальность и конфигурация семьи: монография / Д.С. Корниенко, Л.Л. Баландина, Т.М. Харламова. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2011. 222 с.
  8. Калина О.Г. Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик: современные цели и перспективы // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2. С. 213—231.
  9. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Изд-во «Питер», 2009. 320 с.
  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
  11. Ляликов С.А. Педиатрия: учеб. пособие. Минск: Высш. шк., 2012. 400 с.
  12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПб. ун- та, 2001. 288 с.
  13. Симоненко И.А. Привязанность и ее влияние на здоровье и развитие ребенка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. Курск: ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2014. 242 с.
  14. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок—мать» // Психолог в детском саду. 2005. № 4. С. 115—123.
  15. Aspland H., Gardner F. Observational Measures of Parent-Child Interaction: An Introductory Review // Child and Adolescent Mental HealthVolume. 2003. Vol. 8 (3). P. 136—143. doi: 10.1111/1475-3588.00061
  16. Bayley-III Clinical use and interpretation / L.G. Weiss, T. Oakland, G.Aylward. Elsevier Inc., 2010. 240 p.
  17. Beatty J.R., Stacks A.M., Partridge T., Tzilos G.K., Loree A., Ondersma S.J. LoTTS parent—infant interaction coding scale: Ease of use and reliability in a sample of high-risk mothers and their infants // Children and Youth Services Review. 2011. Vol. 33. P. 86—90. doi: 10.1016/j.childyouth.2010.08.016
  18. Bennetts S.K., Mensah F.K., Green J., Hackworth N.J., Westrupp E. M., Reilly S. Mothers’ Experiences of Parent- Reported and Video-Recorded Observational Assessments // Journal of Child and Family Studies. 2017. P. 3312—3326. doi: 10.1007/s10826-017-0826-1
  19. Bick E. Surviving Space. Papers on Infant Observation. Essays on the Centenary of Esther Bick. Hg. von A. Briggs. London; New York, 2002. 315 p.
  20. Child Welfare Information Gateway. Parent-child interaction therapy with at-risk families [Электронный ресурс]. Washington, DC: U.S. Department of Health and Human Services, Children’s Bureau, 2013. 13 p. https://www. childwelfare.gov/pubs/f-interactbulletin/ (дата обращения: 24.04.2017).
  21. Condon J. Maternal Postnatal Attachment Scale [Measurement instruetment]. 2015. 7 p. doi: 10.1080/02646839808404558
  22. Eyberg Sh.M., Robinson E.A. Dyadic parent-child interaction coding systym: a manual. WA: Parenting Clinic, University of Washington, 2000. 133 p.
  23. Feldman R. Mutual influences between child emotion regulation and parent—child reciprocity support development across the first 10 years of life: Implications for developmental psychopathology // Development and Psychopathology. 2015. Vol. 27. P. 1007—1023. doi:10.1017/S0954579415000656
  24. Green J., Pickles A., Pasco G., Bedford R., Wan M.W., Elsabbagh M., Slonims V., Gliga T., Jones E.J.H., Cheung C.H.M., Charman T., Johnson M.H et al. Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2017. Vol. 58 (12). P. 1330—1340. doi:10.1111/jcpp.12728
  25. Halle T., Anderson R. et al. Quality of Caregiver-Child Interaction for Infants and Toddlers (Q-CCIIT): A Review of the Literature. Washington, DC, 2011. 24 p.
  26. Kelly J.F., Barnard K.E. Assessment of Parent—Child Interaction: Implications for Early Intervention // Handbook of early childhood intervention: Сambridge University Press. 2000. P. 258—289. doi: 10.1017/CBO9780511529320.014
  27. Koukounari A., Pickles A., Hill J., Sharp H. Psychometric Properties of the Parent-Infant Caregiving Touch Scale // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01887
  28. McDonald Sh., Kehler H., Bayrampour H., Fraser-Lee N., Tough S. Risk and protective factors in early child development: Results from the All Our Babies (AOB) pregnancy cohort // Research in Developmental Disabilities. 2016. Vol. 58 P. 20—30. doi: 10.1016/j.ridd.2016.08.010
  29. Misund A.R., Bråten S., Nerdrum P., Pripp A.H., Diseth T.H. A Norwegian prospective study of preterm mother—infant interactions at 6 and 18 months and the impact of maternal mental health problems, pregnancy and birth complications. BMJ Open. Vol. 6 (5). doi:10.1136/bmjopen-2015-009699
  30. Park J.L., Hudec K.L., Parental C.J. ADHD symptoms and parenting behaviors: A meta-analytic review // Clinical Psychology Review. 2017. Vol. 56. P 25—39. doi: 10.1016/j.cpr.2017.05.003
  31. Ruble L., McDuffie A., King A.S. Caregiver Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children With Autism // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28 (3) P. 158—170. doi: 10.1177/0271121408323009
  32. Shvedovskaya A.A., Archakova T.O. Styles of parent-child interaction in families with preschool-age children // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(2). P. 36—51. doi: 10.11621/pir.2015.0204
  33. Thomas J.C., Letourneau N., Campbell T.S., Tomfohr-Madsen L., Giesbrecht G.F. Developmental Origins of Infant Emotion Regulation: Mediation by Temperamental Negativity and Moderation by Maternal Sensitivity // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53 (4). P. 611—628. doi: 10.1037/dev0000279
  34. Tryphonopoulos P.D., Letourneau N., DiTommaso E. Caregiver-infant interaction quality: A review of observational assessment tools (Review) // Comprehensive child and adolescent nursing. 2016, Vol. 39 (2). P. 107—138. doi: 10.3109/01460862.2015.1134720
  35. Wan M.W., Brooks A., Green J., Abel K., Elmadih A. Psychometrics and validation of a brief rating measure of parent-infant interaction: Manchester assessment of caregiver—infant interaction // International Journal of Behavioral Development. 2016. Vol. 16. doi: 10.1177/0165025416631835
  36. Wan M.W., Green J., Elsabbagh M., Johnson M., Charman T. Quality of interaction between at-risk infants and caregiver at 12—15 months is associated with 3-year autism outcome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54 (7). P. 763—771. doi:10.1111/jcpp.12032
  37. Weber A., Harrison T.M., Steward D., Sinnott L., Shoben A. Oxytocin trajectories and social engagement in extremely premature infants during NICU hospitalization // Infant Behavior and Development. 2017. Vol. 48. P. 78—87. doi: 10.1016/j.infbeh.2017.05.006
  38. Weijer-Bergsma E., Wijnroks L., Haastert I.C., Boom J., Jongmans M.J. Does the development of executive functioning in infants born preterm benefit from maternal directiveness? // Early Human Development. 2016. Vol. 103. P. 155—160. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2016.09.012
  39. White-Traut R., Norr K.F., Fabiyi C., Rankin K.M., Li Z., Li L. Mother—infant interaction improves with a developmental intervention for mother-preterm infant dyads // Infant Behavior and Development. 2013. Vol. 36 (4). P. 1—25. doi:10.1016/j.infbeh.2013.07.004
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика