Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science Scopus PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности 45

Лонгарези А.М., доктор педагогических наук, профессор, Федеральный Университет Уберландии, Уберландия, Бразилия, andrea.longarezi@gmail.com
Араужо Э.С., доктор педагогических наук, профессор, Университет Сан-Пауло, Сан-Паулу, Бразилия, esaraujo@usp.br
Пиотто Д.К., кандидат психологических наук, профессор, Университет Сан-Пауло, Сан-Паулу, Бразилия, debora.piotto@gmail.com
Марко Ф.Ф., доктор педагогических наук, профессор, Федеральный Университет Уберландии, Уберландия, Бразилия, ffmarco@gmail.com

Аннотация

Текст, написанный бразильскими исследовательницами, пзнакомит читателя с теоретической деятельностью Виталия Владимировича Рубцова, одного из наиболее выдающихся современных российских исследователей в области образования. С этой целью в исследовании представлены основные области теоретико-методологических работ автора, в особенности относящиеся к теме образования, изучается начало и развитие его, еще не завершенного, творческого пути. Статья состоит из двух частей. В первой разбирается исследовательский путь Рубцова, освещается его академическая и политическая деятельность в различных областях науки, выходящая за пределы родины ученого. Во второй части текста представлены мысли Рубцова, касающиеся трех независимых измерений: принципов, практики и возможностей культурно-исторической теории в организации учебного процесса в образовательных ситуациях. Сначала обсуждаются основные положения работ автора, в которых особое внимание уделяется понятию «взаимодействие». Затем рассматривается взаимодействие данных принципов с исследовательскими приемами, разработанными автором. Цель данного похода — показать, как понятие взаимодействия применяется в ситуациях совместной деятельности. В заключение в статье представлены предложения Рубцова относительно модели школьного образования, основанного на ранее описанных принципах и практиках.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 1978 г. В.В. Рубцов становится кандидатом психологических наук, защитив диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)». В 1981 г. он возглавил лабораторию «Средства управления учебной деятельностью», в 1986 г. переименованную в «Психологические особенности введения ЭВМ в обучении».

Литература
  1. Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Froumin I.D., Margolis A.A., Kasprzhak A.G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P. Information Analysis Products on the First Phase Results of the Project Modernization of Pedagogical Education // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Psychological Science and Education. 2015a. Vol. 20 (5). P. 13—28 (In Russ., аbstr. In Engl.).
  2. Davidov V.V. La enseñanza escolar y el desarrollo psíquico: investigación teórica y experimental. Trad. Marta Shuare Moscú: Editorial Progreso, 1988.
  3. Fariñas G. Axiología y epistemología del enfoque histórico cultural: para una praxis humanista. Actualidades Investigativas en Educación // Revista Electrónica publicada por el Instituto de Investigación en Educación Universidad de Costa Rica. 2009. Vol. 9, Número Especial. P. 1—23.
  4. Golder M. Leontiev e a psicologia histórico-cultural [Леонтьев и культурно-историческая психология]. São Paulo: Xamã/GEPAPe, 2004.
  5. Rubinstein S.L. Problemas da Psicologia Geral [Проблемы общей психологии]. Tradução de Diego Jorge González Serra. Moscou. 1973. P. 236—242. (Перевод посмертного оригинального издания Проблемы общей психологии).
  6. Rubtsov V.V., Margolis A.A. On the Activity Content of PsychoPedagogical Trainingof the Modern Teacher for the New School. The paper is written in the course of scientific research work, made up according to the List of scientific research developments in the system of the Moscow Department of Education — 2010 (higher professional education) on the topic: Design of model B. A. and M. A. main educational programmes «Psychology and pedagogy in primary education» on the course «Psychological and Pedagogical Education».
  7. Rubtsov V.V., Guruzhapov V.A., Makarovskaya Z.V., Maksimov L.K. Competence-activity approach to the design and development of new modular basic professional education program of research Master program in Cultural-historical Psychology and Activity-based Approach in Education, with major in Psychological and Pedagogical Education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie // Psychological Science and Education. 2014. Vol. 19 (3). P. 127—142 (In Russ., аbstr. in Engl.).
  8. Rubtsov V.V., Guruzhapov V.A., Makarovskaya Z.V., Maximov L.K. Experience in the Development and Testing of the New Module Basic Professional Research Master’s Program “Cultural-Historical Psychology and Activity Approach in Education”. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie // Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20 (30). P. 7—15 (In Russ., аbstr. in Engl.).
  9. Rubtsov V.V. Atividade de aprendizado e os problemas referentes à formação do pensamento teórico dos escolares [Учебная деятельность и проблемы формирования теоритического мышления у школьников]. In: Garnier, C., Bednarz, N., Ulanovskaya, I. (Org.). Após Vygotsky e Piaget [После Выготского и Пиаже]: perspectiva social e construtivista. Escolas russa e ocidental [cоциальный и конструктивистский взгляд. Российская и западная школы]. Trad. Eunice Gruman. Porto Alegre: Artes Médicas, 1996a.
  10. Rubtsov V.V. Atividade coletiva e aquisição de conceitos teóricos de Física por escolares [Совместная деятельность и усвоение теоретических понятий Физики школьниками]. In: Garnier, C., Bednarz, N.; Ulanovskaya, I. (Org.). Após Vygotsky e Piaget [После Выготского и Пиаже]: perspectiva social e construtivista. Escolas russa e ocidental [cоциальный и конструктивистский взгляд. Российская и западная школы] Trad. Eunice Gruman. Porto Alegre: Artes Médicas, 1996b.
  11. Rubtsov V.V. Recent trends in the development of education in russia and the role of activity theory for schooling. In: Hedegaard, M., Chaicklin, S. e Jensen, U.J. (eds). Activity Theory and Social Practice: cultural-historical approaches. Aarhus: Aarhus University Press, 1999.
  12. Rubtsov V.V. Social Interaction and Education: Cultural-Historical Context // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology]. 2005. № 1. P. 14—24. (In Russ., аbstr. in Engl.).
  13. Rubtsov V.V. Interações Sociais e aprendizagem [Социальное взоимодействие и обучение]. In: Anais da I Conferência Internacional. O enfoque Histórico-Cultural em Questão. [Анналы I Международной конференции по Культурно-Историческому подходу]. Santo André, 2006. P 35—48.
  14. Rubtsov V.V. Activity approach to learning and the problem of creating digital learning aids // Tätigkeitstheorie: E-Journal for Activity Theoretical Research in Germany. 2014. Vol. 12 (1). P. 11—24.
  15. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. культурно-исторический тип школы (проект разработки). Дискуссии и обсуждения. 1994. Revisão técnica da tradução do russo: Maria Isabel Batista Serrão, 2001. P. 100—110.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика