Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Философские основы теории одаренности 227

Богоявленская Д.Б., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества, лаборатория одаренности, ФГБНУ«Психологический институт РАО», Москва, Россия, Mpo-120@mail.ru

Аннотация

В статье описаны исторические этапы раскрытия понятия «одаренность», которые отражают различные представления о ней, но в настоящее время рассматриваются как рядоположенные. 1-й этап: в Средневековье впервые введен термин «одаренность», который объясняет возможность творчества человеком (Бог одарил). 2-й этап — в эпоху Возрождения появление наемного труда ставит проблему определения наличия и уровня способностей. Постулируется зависимость продукта от одаренности как уровня способностей. 3-й этап: в философии Нового времени в рамках диалектики разработано понятие процесса и выделены уровни познания как основной, родовой способности человека, поэтому проблема одаренности отсутствует. 4-й этап: с середины XIX в. как следствие разных направлений в философии и требований психометрической парадигмы одаренность в рамках психологии сводится к уровню интеллекта, а затем к уровню любых способностей. 5-й этап: построение теории одаренности на основе передовой методологии, внедренной Л.С. Выготским в психологию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность выявления и сопровождения одаренных детей стремительно нарастает в последние четверть века. Об этом свидетельствуют «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная президентом РФ Д.А. Медведевым в 2012 г.; постановление Правительства РФ от 2015 г. «О мерах поддержки детей, проявивших выдающиеся способности».

Литература
  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в математике.М., 1970. 152 c.
  2. Абеляр П. Познай самого себя // Архив Маркса, Энгельса. 1948. Т. 10. 300 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика художественного творчества. М.: 1979. 424 с.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: Издание Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. 358 с.
  5. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: ЦНПРО, 2013. 207 с. (Серия» Образование личности).
  6. Богоявленская Д.Б. Психология творчества в контексте теории деятельности // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 1—6.
  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Учебная литература. 2009. 414 с.
  8. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ, 2011. 267 с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
  10. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: дисс. … д-ра филос. наук. М., 2009. 450 с.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развитие психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
  12. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. М.: МО РФ, 2003.
  13. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101—109.
  14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР. 1959.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АН СССР, 1940.
  16. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АН СССР. 1961.
  17. Философская энциклопедия // ИФ АН СССР. Т. 1. М, 1960.
  18. Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  19. Штерн В. Умственная одаренность. М.: СПб. 1997. 126 с.
  20. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. 264 с.
  21. Bacon F. Neworganon. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 290 p.
  22. Galton F. Hereditary Talent and Character // MacMillan’s Magazin. 1865. Vol. XII.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика