Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Евгения Моисеевна Ганфман (1905—1983) как последователь Л.С. Выготского 149

Костригин А.А., старший преподаватель, кафедра психологии, институт социальной инженерии, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, artdzen@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается биография и научное наследие Евгении Моисеевны Ганфман (1905— 1983), русско-американского психолога-эмигранта, специалиста в области психологии познавательных процессов, психопатологии мышления, психологического консультирования. Рассматривается ее научная деятельность в Германии, США; в научных коллективах вместе с К. Коффкой, Т. Дембо, Д. Шаковым, К. Гольдштейном, М. Рикерс-Овсянкиной Дж. Казаниным, Г. Мюрреем и др. Обосновывается положение о том, что Ганфман развивает в своих работах идеи Л.С. Выготского: модифицирует методику формирования искусственных понятий (совместно с Я. Казаниным), применяет ее для исследования понятийного мышления у больных шизофренией и личностных паттернов функционирования интеллекта, впервые переводит работу «Мышление и речь» на английский язык (1962), составляет очерк научной деятельности советского ученого, находит общность результатов исследования нарушений понятийного мышления у больных шизофренией у Выготского и К. Гольдштейна. Ганфман является одним из немногих последователей Выготского в российском психологическом зарубежье.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время выходит большое количество работ, посвященных историко-психологическому анализу научного наследия Льва Семеновича Выготского (1896—1934): уточняется биография, публикуются архивные материалы — записные книжки, выявляются истоки философско-психологического мировоззрения ученого, анализируются количественные показатели обращения к научным трудам, указываются его последователи. Особой группой зарубежных последователей является категория русских психологов-эмигрантов, уехавших из страны по различным причинам в течение XX в.

Литература
  1. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении // Советская невропатология, психиатрия, психогигиена. 1932. Т. 1. Вып. 8. С. 352—364.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. и со вступ. статьей В. Колбановского. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. С. 118—183.
  4. Ганфман Е., Гетцельс Дж. Межличностные установки выходцев из Советского Союза: исследование с помощью полупроективной методики // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 5. С. 12—73.
  5. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с.
  6. Кайлер П. «Что совершенно невозможно одному человеку в одиночку, то возможно для двух» — историко- методологическое исследование идей Фейербаха в работах позднего периода творчества Л.С. Выготского // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 3. С. 212—219.
  7. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Имя Л.С. Выготского как объект Digital Humanities // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 44—66.
  8. Костригин А.А. Педагогическая деятельность психологов-эмигрантов в Русском народном университете в Праге в первый год его работы (1923—1924) // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 6. С. 227—240.
  9. Люк Х., Волкова М.В. Тамара Дембо: научный портрет на фоне XX века // Методология и история психологии. 2011. Т. 6. № 2. С. 40—73
  10. Мазилов В.А. От алгоритма до ландаматики: несколько эпизодов из жизни профессора Л.Н. Ланды // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 5. С. 93—106.
  11. Майзель О.В. Метод развития познавательного потенциала Р. Фейерштейна и Р. Гузмана // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 3 (19). С. 130—144. doi:10.17759/cpse.2016050309
  12. Мартинс Ж.Б. Заметки об отношениях между Выготским и Леонтьевым: А была ли тройка? // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2013. № 1. С. 95—108.
  13. Масоликова Н.Ю., Сорокина М.Ю. История российского научного зарубежья и психологическое сообщество // Методология и история психологии. 2011. Т. 6. № 2. С. 92—109.
  14. Масоликова Н.Ю., Сорокина М.Ю. Русская наследница Песталоцци: Елена Антипова (1892—1974) и ее учителя // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2014. № 5. С. 31—60.
  15. Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 90—95.
  16. Российское научное зарубежье: Материалы для биобиблиографического словаря. Вып. 2: Психологические науки: XIX — первая половина XX в. / Авт.-сост. Н.Ю. Масоликова, М.Ю. Сорокина. М.: Дом Русского Зарубежья имени А. Солженицына, 2010. 124 с.
  17. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 32—47.
  18. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Психология. 1930. Т. 3. Вып. 1. С. 3—33.
  19. Сироткина И.Е. Из истории русской психотерапии: Н.Е. Осипов в Москве и Праге // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 74—83.
  20. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология. 2018. № 1. С. 116—125. doi: 10.17759/chp.2018140113
  21. Сорокина М.Ю. Российское научное зарубежье versus русская научная эмиграция: к определению объема и содержания понятия «Российское научное зарубежье» // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. М., 2010. С. 75—94.
  22. Стоюхина Н.Ю. Сергей Степанович Чахотин и НОТ: КОВОТЕП — ОСВАГ — СССР // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2017. № 5. С. 142—166.
  23. Тоуси П.М. Исследуя «бат», «дек», «роц» и «муп» в новом тысячелетии // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 96—100.
  24. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43. doi:10.17759/chp.2015110304
  25. Юдина Е.Г. Эксперимент Л.С. Выготского— Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология. 2006. № 2. С. 48—59.
  26. Assessment of men: selection of personnel for the Office of Strategic Services. New York: Rinehart, 1948. 541 p.
  27. Dembo T., Hanfmann E. Intuitive halving and doubling of figures // Psychologische Forschung. 1933. Vol. 17 (1). P. 306—318.
  28. Dembo T., Hanfmann E. The patient’s psychological situation upon admission to a mental hospital // The American Journal of Psychology. 1935. Vol. 47 (3). P. 381—408. doi:10.2307/1416332
  29. Drs. Nicholas and Dorothy Cummings Center for the History of Psychology (The University of Akron). Abraham Maslow papers. Box M4402. Folder 8. J. Hanfmann’s letter.
  30. Drs. Nicholas and Dorothy Cummings Center for the History of Psychology (The University of Akron). Abraham Maslow papers. Box M4506. Folder 10. Hanfmann E. An activist student on psychotherapy (1972).
  31. Hanfmann E. A study of personal patterns in an intellectual performance // Journal of Personality. 1941. Vol. 9 (4). P. 315—325. doi:10.1111/j.1467-6494.1941.tb02060.x
  32. Hanfmann E. Some experiments on spacial position as a factor in children’s perception and reproduction of simple figures // Psychologische Forschung. 1933. Vol. 17 (1). P. 319—329.
  33. Hanfmann E. Thought disturbances in schizophrenia as revealed by performance in a picture completion test // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1939. Vol. 34 (2). P. 249—264. doi:10.1037/h0058948
  34. Hanfmann E., Kasanin J. A method for the study of concept formation // The Journal of Psychology. 1937. Vol. 3 (2). P. 521—540. doi:10.1080/00223980.1937.9917519
  35. Hanfmann E., Rickers-Ovsiankna M., Goldstein K. Case Lanuti: Extreme concretization of behavior due to damage of the brain cortex // Psychological Monographs. 1944. Vol. 57 (4). P. 1—72. doi:10.1037/h0093551
  36. Healy W. Pictorial completion test II // Journal of Applied Psychology. 1921. Vol. 5 (3). P. 225—239. doi:10.1037/h0073697
  37. Kasanin J., Hanfmann E. An experimental study of concept formation in schizophrenia: I. Quantitative analysis of the results // American Journal of Psychiatry. 1938. Vol. 95 (1). P. 35—52. doi:10.1176/ajp.95.1.35
  38. Koffka K., Hanfmann E. On the factors underlying a phenomenon discovered by Hering // Psychologische Forschung. 1937. Vol. 21 (1). P. 132—141.
  39. Models of achievement: Reflections of eminent women in psychology / A.N. O’Connell, N.F. Russo (eds.). New York: Columbia University Press, 1983. 338 p.
  40. President: 1941—42: Jacob Kasanin, M.D // American Journal of Orthopsychiatry. 1941. Vol. 11 (3). P. 598. doi:10.1111/j.1939-0025.1941.tb05845.x
  41. Simmel M. A tribute to Eugenia Hanfmann, 1905—1983 // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1986. Vol. 22 (4). P. 348—356. doi:10.1002/1520- 6696(198610)22:4<348::AID-JHBS2300220406>3.0.CO;2-E
  42. The reach of mind: essays in memory of Kurt Goldstein / Edited by Marianne L. Simmel. New York: Springer Science+Business Media, 1968. 300 p.
  43. Vigotsky L. Thought in Schizophrenia // Archives of Neurology & Psychiatry. 1934. Vol. 31 (5). P. 1063—1077. doi:10.1001/archneurpsyc.1934.02250050181009
  44. Vygotsky L. Thought and language. Cambridge: MIT Press, 1962. 168 p.
  45. Vygotsky L. Thought and language / Ed. A. Kozulin. Cambridge: MIT Press, 1986. 287 p.
  46. Yasnitsky A. Vygotsky circle as a personal network of scholars: restoring connections between people and ideas // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2011. Vol. 45 (4). P. 422—457. doi:10.1007/s12124-011-9168-5
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика