Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Современное состояние и перспективы развития научной школы Л.И. Божович 51

Ермолаева М.В., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mar-erm@mail.ru
Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, проведенного в рамках исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Анализ современного состояния научной школы Л.И. Божович». Проанализировано развитие научной школы Л.И. Божович в конце ХХ — начале XXI в., выявлена тенденция к увеличению интереса психологов к научному наследию Л.И. Божович и возрастание числа работ, направленных на получение новых данных для уточнения ее концепции в современных условиях и на теоретическую проработку понятий и схем, содержащихся в ее концепции. Подробно проанализированы содержание и итоги международной научно-практической конференции «Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования» (24—25 сентября 2018 г. ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ФГБНУ «Психологический институт РАО»), выделены наиболее существенные характеристики современного состояния научной школы Л.И. Божович, намечены перспективы ее развития.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при поддержке исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Анализ современного состояния научной школы Л.И. Божович».

Фрагмент статьи

Живой интерес к научному наследию выдающегося психолога, ученицы и последователя Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической концепции развития личности в детском и подростковом возрасте, доктора психологических наук, профессора Л.И. Божович за последние десятилетия не убывал, а в последние двадцать лет существенно возрастал, что особенно заметно с начала 2000-х гг. В конце ХХ — начале XXI в. были проведены исследования, в которых осуществлена частичная или полная репликация исследований Л.И. Божович, опубликованы работы, в которых проведен глубокий анализ концепции Л.И. Божович, истории и перспектив развития ее научной школы, операционализация некоторых базовых понятий ее концепции.

Литература
  1. Александрова, НХ. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 31 с.
  2. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: дисс. … канд. психол. наук. М., 1989. 256 с.
  3. Божович Е.Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л.И. Божович // Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. С. 19—29.
  4. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно- историческая психология. 2007. № 2. С. 62—74.
  5. Гуткина Н.И. Лидия Ильинична Божович: биографический очерк // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 12—17.
  6. Гуткина Н.И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность // Культурно- историческая психология. 2008. № 4. С. 18—33.
  7. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128. doi:10.17759/chp.2018140213
  8. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 2—8.
  9. Лубовский Д.В. Внутренняя позиция личности в поздней юности и зрелости // Горизонты зрелости: сб. науч. статей // Ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: МГППУ, 2015. С. 39—46.
  10. Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования: сб. материалов конференции / Под ред. Г.В. Акопова, М.В. Ермолаевой, Д.В. Лубовского. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 171 с.
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 63—71.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. статей [III всероссийской научно-практической конференции 23—25.11.2011] / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. М.: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011. С. 14—22.
  13. Современные проблемы психологии личности: теория и практика / Материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. 342 с.
  14. Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно- историческая психология. 2007. № 1. С. 19—28.
  15. Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. 160 с.
  16. Чудновский В.Э. Вклад Л.И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. С. 9—19.
  17. Чудновский В.Э. Концепция развития личности в трудах Л.И. Божович // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 117—123.
  18. Чудновский В.Э. Лидия Ильинична Божович: основные вехи научного пути // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44—65.
  19. Чудновский В.Э. Л.И. Божович: человек, личность, ученый // Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. С. 9—32.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика