Диалектическое мышление: логика и психология

2285

Аннотация

В статье рассматривается соотношение логики и психологии диалектического мышления. Выделяются три направления понимания диалектического мышления: диалектическое мышление как форма развивающего содержания, основанного на разрешении противоречий; диалектическое мышление как постформальная стадия интеллекта; диалектическое мышление как форма оперирования отношениями противоположности. Каждый из подходов имеет свое прикладное применение в организации образовательной практики. Первое направление представлено работами Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина и других авторов. На содержательном понимании диалектики В.В. Давыдовым была разработана методология развивающего обучения. Второе направление исследований диалектического мышления во многом сложилось под влиянием операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже. К. Ригель настаивал на том, что развитие мышления не может останавливаться на стадии формальных операций. После нее у субъекта развивается более сложная форма познания — диалектическое мышление. Представители постформального понимания диалектического мышления применяют его в тренингах по развитию профессионального мышления взрослых субъектов и в психотерапии. В отечественной психологии было показано, что диалектическое мышление выступает как самостоятельная способность оперирования отношениями противоположности, которую можно развивать, начиная с дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: диалектика, формальная логика, диалектическая логика, диалектическое мышления, противоречие

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150301

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ 19-18-00521.

Для цитаты: Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 4–12. DOI: 10.17759/chp.2019150301

Фрагмент статьи

В отечественной философии в 1990-е годы некоторые авторы заявили о своем разочаровании в возможностях применения диалектического метода. Отрицательная оценка во многом была связана с тем, что, как писал Ж. Сартр, диалектика стала применяться схоластически: «Разобщение теории и практики превратило практику в беспринципный эмпиризм, а теорию — в застывшее чистое знание».

Литература

  1. Андреев И.Д. Диалектическая логика. М.: Высшая школа, 1985. 367 c.
  2. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 122—129.
  3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
  4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 5—14.
  5. Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 123—127.
  6. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте дошкольниками // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 135—139.
  7. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4—7 лет). М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 c.
  8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 15. С. 57—86.
  9. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 c.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 c.
  11. Диалектическое обучение / Сост. И.Б. Шиян. М.: Эврика, 2005. C. 161—174.
  12. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974. 320 с.
  13. Ильенков Э.В. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. 320 c.
  14. Кедров Б.М. Предмет марксистской диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики // Диалектика и логика. Законы мышления / Под ред. Б.М. Кедрова. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 63—77.
  15. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. 463 с.
  16. Копнин П.В. Диалектическая логика и ее отношение к формальной логике / Диалектика и логика. Законы мышления / Под ред. Б.М. Кедрова. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 33—62.
  17. Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4—7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 90 c.
  18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 142 с.
  19. Мальцев В.И. Очерк по диалектической логике. М.: МГУ, 1964. 187 c.
  20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 448 c.
  21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 331 c.
  22. Сартр Ж.-П. Проблемы метода: пер. с фр. М.: Прогресс, 1993. 240 c.
  23. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. М.: Политиздат, 1975. 247 c.
  24. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 9—17.
  25. Basseches M. Dialectical thinking and adult development. Norwood, N.J.: Ablex, 1984. 420 p.
  26. Basseches M. The development of dialectical thinking as an approach to integration // Integral Leadership Review. 2005. № 1. P. 47—63.
  27. Bayanova L.F. Vygotsky’s Hamlet: the dialectic method and personality psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 35—42.
  28. Bo Z., Niall G., Hiroshi Y., Lei W., Ken I.M. Dialectical thinking: A cross—cultural study of Japanese, Chinese, and British students // Journal of Cognitive Psychology. 2015. № 6. P. 771—779. doi: 10.1080/20445911.2015.1025792
  29. Callio E. Multifaceted wisdom: Different research traditions, same phenomenon // Book of abstracts. ESRAD 2016 Symposium. The Hague, Netherlands. May 26—27. 2016. 41 p.
  30. Laske O. Dialectical Thinking for Integral Leaders: A Primer. NY: Integral Publishers, 2015. 164 p.
  31. Lynch T., Chapman A., Rosenthal Z., Kuo J., Linehan M. Mechanisms of Change in Dialectical Behavioral Therapy: Theoretical and Empirical Observations // Journal of Clinical Psychology. 2006. № 4. P. 459—480. doi: 10.1002/jclp.20243
  32. Norenzayan A, Smith E., Kim B., Nisbett R. Cultural preferences for formal versus intuitive reasoning // Cognitive Science. 2002. Vol. 26. P. 653—684.
  33. Over D. New paradigm psychology of reasoning // Thinking and Reasoning. 2009. Vol. 15. P. 431—438. doi:10.1080/13546780903266188
  34. Peng K. Nisbett R. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. P. 741—754.
  35. Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barсelona, 1973. 216 p.
  36. Riegel K. Dialectic operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. Vol. 16. P. 346—370.
  37. Riegel K. Dialectic of human development // American Psychologist. 1976. Vol. 31. P. 689—700.
  38. Riegel K., Rosenwald G. Structure and Transformation. The University of Michigan. A Wiley-Interscience Publication. John Wiley & Sons. New York; London; Sydney; Toronto, 1975.
  39. Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I., Krasheninnikov E., Rachkov E., Shiyan I., Shiyan O. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 65—77.
  40. Wang W.C. Understanding dialectical thinking from a cultural-historical perspective // Philosophical Psychology. 2006. Vol. 19. P. 239—260. doi:10.1080/09515080500462420
  41. Yama H., Manktelow K., Mercier H., Van der H., Jean-Baptiste D., Kyung S., Kawasaki Y., Adachi K. A cross— cultural study of hindsight bias and conditional probabilistic reasoning // Thinking and Reasoning. 2010. Vol. 16. P. 346— 371. doi:10.1080/13546783.2010.526786

Информация об авторах

Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-7319, e-mail: neveraksa@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5099
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 35

Скачиваний

Всего: 2285
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6